Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методика преподавания учебной дисциплины «информатика» студентам заочной формы обучения

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАПО ПРОГРАММЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»Короткова Ольга ВалерьевнаМетодика преподавания учебной дисциплины «информатика»студентам заочной формы обученияНаучный руководитель – кандидат педагогических наукдоцентМ.А. ЛейбовскийМосква – 2006ОГЛАВЛЕНИЕВведение Прежде чем приступить к освещению вопросов, связанных с методикой пре- подавания информатики в ВУЗе, необходимо остановить внимание на вопросе– какое место занимает информатика в систем общенаучных познаний. С этой целью остановимся на толковании понятия «наука» и рассмотрим объекты ее исследования. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных данных о действительности. Весь реальный мир, т.е. науки его изучающие, можно классифицировать по четырём общенаучным объектам исследования, которые органически связаны друг с другом (рис.1): Объекты исследования. Рис. 1. Объекты исследования и науки, их изучающие. Следует особо подчеркнуть, что во всех перечисленных объектах имеются общие закономерности, а именно, количественные взаимосвязи, процессы уп -равления и, разумеется, каждый из перечисленных объектов дает соответствую- щую информацию, при помощи которой и постигается сама суть объекта на ос- нове того или иного мировоззрения, присущего определенному обществу. Поэ- тому с полным основанием «общие закономерности реального мира» в настоя- щее время следует отнести к одному из общенаучных объектов исследования. Освоение их основ, прежде всего, необходимо для глубокого проникновения в суть первых трех объектов. В литературе, в том числе и рекомендованной для студентов высших учеб- ных заведений, встречаются самые различные определения информатики, как науки. Причем, как правило, авторы исходят из частных задач, что в корне про- тиворечит диалектике. Более того, такой подход не позволяет однозначно опре- делить саму предметную область науки. Определение «информатика – это нау- ка о накоплении и обработке информации на компьютере» (приводилось ранее в целом ряде методических пособий) не позволяет определить является ли ком- пьютер в данном случае предметом изучения или средством обучения. Согласно трактовке Большого энциклопедического словаря, и обратившись к методологии (системе принципов и способов организации и построения тео-ретической и практической деятельности), можно остановиться на таком опре- делении: «информатика – это наука о структуре и общих свойствах информа-ции». В настоящее время в процессе информатизации при переходе к информа-ционному обществу формируется более широкое понятие «информатики»:Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях ав-томатизации информационных процессов. Она способствует формированию со-временного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников и студентов; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.В современном обществе деятельность отдельных людей, коллективов, орга-низаций все больше зависит от их информативности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Для принятия какого-либо рационально-го решения необходимо провести большую работу по сбору и переработке ин-формации, ее осмыслению и анализу, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.Высокая потребность в информации для целей управления и бурное развитие информационных процессов выдвинуло на первый план создание компонентов ее инфраструктуры. Сегодня руководитель и исполнитель на своем рабочем мес-те могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной ситуации. Формирование рабочих кадров новой формации, в частности управленческих, их овладение экономико-матема-тическими методами и необходимыми знаниями и умениями для реализации сво-их решений в соответствующей информационно-технологической среде является сложной проблемой. Целью данной выпускной квалификационной работы (ВКР) является разра-ботка методики преподавания учебной дисциплины «информатика» для студен-тов заочной формы обучения, способствующей четкому восприятию и глубоко-му пониманию обучающимися необходимости полученных знаний в данной об-ласти. При компьютеризации и информатизации общества актуальной стала проблема адаптации людей, особенно среднего возраста, к современным усло-виям человеческой деятельности - к повсеместному внедрению компьютеров и средств телекоммуникации, к новым способам получения, обработки информа-ции. Таким образом, можно выделить следующие задачи данной ВКР :
  • На основе исторических и психолого-педагогических аспектов просле-дить формирование структуры и содержания курса информатики, пока-зать современный подход к обучению данной дисциплине.
  • Разработать методику преподавания информатики для студентов заоч-ной формы обучения, существенно отличающуюся от методики препо-давания этой же дисциплины студентам очной формы обучения.
  • Одним из важных вопросов ВКР является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения студентов заочной формы, их влияние на качество учебного процесса. В процессе написания ВКР были использованы следующие эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ и синтез, изуче-ние и обобщение педагогического опыта, тестирование, а также наблюдение, изучение учебной документации, анкетирование студентов. Особое место в работе занимает педагогический эксперимент – исследова-тельская деятельность с целью изучения явлений воспитания и обучения сту-дентов в специально организо...
    Другие файлы:

    Методика обучения географии
    Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. В пособии рассматриваются узловые вопросы методики обучения географи...

    Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы студентам заочной формы обучения по специальности 35. 11. 00

    Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашних контрольных работ для учащихся заочной формы обучения 3 курса по учебной специальности

    Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы студентам заочной формы обучения по специальности 080401. 65

    Формы учебной работы в средней школе
    Содержание.Формы организации обучения.Конкретные формы организации обучения.Классификация конкретных форм организации обучения.Общие формы учебной раб...