Информационной культуры
Учреждение образования «Государственное областное объединение по организации внешкольной работы с детьми и подростками»Отдел информационно-методической работы и социальной педагогикиФормирование информационной культуры школьников средствами медиаобразования в кружковой и клубной работеВитебск2005Печатается по решению научно-методического совета ООВРФормирование информационной культуры школьников средствами медиаобразования в в кружковой и клубной работе: Сборник методических материалов/ Сост. Т.А.Дробыш. – Витебск: УО «ГООВР», 2005. - 46 с.В сборнике представлены материалы, раскрывающие теоретические основы формирования информационной культуры школьников в системе внешкольного воспитания и обучения, а также материалы прикладного характера, которые могут быть использованы в работе руководителей кружков и клубов юных журналистов, дикторов, режиссеров, кино-, видеолюбителей и др. Данный сборник может быть использован и в работе педагогов школы по формированию информационной культуры школьников.Витебск : УО «ГООВР»2005СодержаниеВведение……………………………………………………………….4Средства массовой информации и школа……………………………6Воздействие средств массовой коммуникации на формирование личности………………………………………………………………..9Медиаобразование как средство формирования информационной культуры школьников…………………………………………………11Современные подходы к медиаобразованию………………………..12Ключевые понятия, цели и задачи медиаобразования………..…...13Методы медиаобразования…………………………………………..15Медиаобразование в кружковой и клубной работе…………………16Приложение 1. Система творческих заданий (по методике А.Федорова)……………………………………………………………19 Приложение 2. Примерный тематический план занятий в кружке радиожурналистики (актива школьного радиоузла)………………32Приложение 3. Примерное положение о Пресс-клубе на базе УВВО………………………………………………………………….38Приложение 4. Определения информационной культуры……… 39Приложение 5. Словарик терминов медиаобразования…………41Литература …………………………………………………………46ВведениеКонец XX столетия характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Объем человеческих знаний удваивается каждые 10 лет, мощность компьютера – каждые 18 месяцев. За вторую половину XX века человечество узнало о мире больше, чем за все время своего существования. Система общекультурных знаний человечества практически каждый год получает мощнейший импульс обновления.Все большее число работающих заняты созданием, обработкой и передачей информации. По прогнозам исследователя и социолога С.П. Кросса (C.P.Cross), в будущем более 85% трудоспособного населения будет работать в областях, связанных с созданием, передачей, потреблением информации. Информация является одним из ключевых понятий современной эпохи, следствием чего явились понятия "информационное общество" и "информационная цивилизация". Для информации нет границ государств и частей света, - она носит тотальный, всепроникающий характер.Среди многих характеристик, которые даются нашему времени учеными и журналистами, нередко встречаются и такие, как “век информации”, “информационное общество”, “информационная цивилизация”. При этом имеется ввиду процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, а также возрастания роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого конкретного человека. На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого человека всё более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей повседневной жизни (в трудовой деятельности, в учебной деятельности, на досуге, в быту). Поэтому возрастает значимость информационной культуры и её формирования. Следовательно, особое значение приобретает повышение информационной культуры отдельных категорий потребителей информации, а также общества в целом. При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК), ко...