ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно
Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно.http://www.pjatjorochnik.ruРоль информации в жизни личности, общества и государстваОГЛАВЛЕНИЕ 1. Информационные ресурсы. Состав и свойства информационных ресурсов. 2. Информация. Современное определение понятия «информация». Роль информации в жизни личности, общества и государства. 3. Социальная информация. Виды и свойства социальной информации. 4. Информационное общество. Основные этапы развития концепций глобального информационного общества и место России. 5. Документ как форма представления информации. Типология. Виды и свойства документа. 6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук как ведущий информационный центр по социальным и гуманитарным наукам. 12 7. Электронные продукты и электронные библиотеки. 1. Информационные ресурсы. Состав и свойства информационных ресурсов. Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим. Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Детально состав ИР может быть охарактеризован как: • созданные прежде и создаваемые в настоящее время первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания, нотные и изоиздания и т.д.); • созданная прежде и создаваемая библиографическая продукция (библиографические списки, указатели, базы данных, справочно-библиографический аппарат библиотек, информационных центров и архивов и т.д.); • фактографические и полнотекстовые базы данных. В зависимости от масштаба формирования и использования различают мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы. Информационные ресурсы обладают рядом специфических свойств: • неисчерпаемость, обеспечивающая возможность многоразового и многоцелевого их использования; неотчуждение при обмене и продаже; • постоянный рост объема потока; • изменчивость состава ИР как реакция на изменения информационных потребностей общества. • компактного хранения больших объемов информации; • оперативного поиска; • доступа к удаленным ресурсам; • фиксации на одном носителе различной по характеру информации; • объединения библиографических, полнотекстовых и фактографических БД. 2. Информация. Современное определение понятия «информация». Роль информации в жизни личности, общества и государства. Слово “информация” латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом “информация” подразумевали: “представление”, “понятие”, затем-“сведения”, “передача сообщений”. Теорию информации вызвали к жизни потребности практики. Ее возникновение связывают с работой Клода Шеннона “Математическая теория связи”, изданной в 1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам. Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики информации. А для того времени основной задачей теории информации являлось, прежде всего, повышение эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи в том, что конструктору и инженеру недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций. С этих точек зрения система может быть самой совершенной и экономичной. Но важно еще при создании передающих систем обратить внимание на то, какое количество информации пройдет через эту передающую систему. Ведь информацию можно измерить количественно, подсчитать. И поступают при подобных вычислениях самым обычным путем: абстрагируются от смысла сообщения, как отрешаются от конкретности в привычных всем нам арифметических действиях Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей, точнее, определяется через вероятности событий. Это и понятно. Сообщение имеет ценность, несет информацию только тогда, когда мы узнаем из него об исходе события, имеющего случайный характер, когда оно в какой-то мере неожиданно. Ведь сообщение об уже известном никакой информации не содержит. Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну единицу информации, называемую битом. Выбор единицы информации не случаен. Он связан с наиболее распространенным двоичным способом ее кодирования при передаче и обработке. Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей через канал информации не может быть больше его пропускной способности. А ее определяют по тому, какое количество информации проходит здесь за единицу времени. Информацию “просеивают” самым тщательным образом. В телеграфе часто встречающиеся буквы, сочетания букв, даже целые фразы изображают более коротким набором нулей и единиц, а те, что встречаются реже,- более длинным. В случае, когда уменьшают длину кодового слова для часто встречающихся символов и увеличивают для редко встречающихся, говорят об эффективном кодировании информации. Но на практике довольно часто случается, что код, возникший в результате самого тщательного “просеивания”, код удобный и экономный, может исказить сообщение из-за помех, которые всегда, к сожалению, бывают в каналах связи: искажения звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передаче в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, обрушиваются на информацию. А от этого бывают самые невероятные и, естественно, неприятные неожиданности. Всякое событие, всякое явление служит источником информации. Всякое событие, всякое явление может быть выражено по-разному, разным способом, разным алфавитом. Чтобы информацию более точно и экономно передать по каналам связи, ее надо соответственно закодировать. Информация не может существовать без материального носителя, без передачи энергии. Закодированное сообщение приобретает вид сигналов-носителей информации. Они-то и идут по каналу. Выйдя на приемник, сигналы должны обрести вновь общепонятный вид. С этой целью сигналы пробегают декодирующее устройство, приобретая форму, удобную для абонента. Система связи сработала, цель достигнута. Когда говорят о каналах связи, о системах связи, чаще всего для примера берут телеграф. Но каналы связи - понятие очень широкое, включающее множество всяких систем, самых разных. Чтобы ясен был многоликий характер понятия “канал связи”, достаточно привести несколько примеров. При телефонной передаче источник сообщения - говорящий. Кодирующее устройство, изменяющее звуки слов в электрические импульсы, - это микрофон. Канал, по которому передается информация - телефонный провод. Та часть трубки, которую мы подносим к уху, выполняет роль декодирующего устройства. Здесь электрические сигналы снова преобразуются в звуки. И наконец, информация поступает в “принимающее устройство” - ухо человека на другом конце провода. А вот канал связи совершенно другой природы - живой нерв. Здесь все сообщения передаются нервным импульсом. Но в технических каналах связи направление передачи информации может меняться, а по нервной системе передача идет в одном направлении. Еще один пример - вычислительная машина. И здесь те же...
Другие файлы:
ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно
ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно
ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно
ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно
ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно