Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Женщины, ее природа, назначение и положение в семье и обществе уже на протяжении многих веков в разной степени волнует умы исследователей. В современных условиях все более возрастающего влияния женщин на самые различные сферы общественной жизни, вклю

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
СодержаниеОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ...3ГЛАВА 1. БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.1.1. Расселение и численность башкирского населения...281.2. Хозяйственный уклад башкир...391.3. Социальная структура башкир в период кантоннойсистемы управления...56ГЛАВА 2. ЖЕНЩИНА В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ...692.1. Детство и взросление...702.2. Замужество...912.3. Семейная жизнь и повседневный быт...1122.4. Материнство...1382.5. Старость...150ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ...1623.1. Личная собственность женщины...1703.2. Раздел общесемейного имущества и наследование дочерьми...1823.3. Право женщины (вдовы) на имущество мужа...1933.4. Право женщины на развод...2033.5. Женщина в обществе. Влияние традиций...216ЗАКЛЮЧЕНИЕ...230БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...234ПРИЛОЖЕНИЯ...258ВВЕДЕНИЕТема женщины, ее природа, назначение и положение в семье и обществе уже на протяжении многих веков в разной степени волнует умы исследователей. В современных условиях все более возрастающего влияния женщин на самые различные сферы общественной жизни, включая политическую, проблема женщины в обществе, ее социально-имущественный и правовой статус приобретают особенно актуальный и значимый характер.К проблеме пола вообще, и женщины в частности, человечество начинает обращаться еще с древности. В первых представлениях о женщине, возникших уже в мифах, она в большинстве случаев занимала почетное место. Это проявилось в многочисленных женских культах: «Великой Матери», «Матери богов», прародительницы кланов, племен, которая почиталась почти у всех народов мира1. Включение богини-матери в круг мифологических представлений о вечном возрождении было причиной того, что именно она рассматривалась как источник жизненной силы и бессмертия, основная функция которой — созидание, творение мира2. В разные исторические эпохи, в разных культурах и обществах отношение к женщине было далеко неоднозначным, как не было однозначным и ее положение в тот или иной отрезок времени, в том или ином обществе. Например, если в VI - начале V вв. до н. э. в античной натурфилософии мужчина и женщина являлись двумя чередующимися и дополняющими друг друга началами, то уже с середины V в. представителями афинской школы (Сократ, Платон, Аристотель) были сформулированы основополагающие принципы патриархатной философии3. Неудивительно, что положение афинской женщины также было1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4 -е изд. М., 1986. С. 33,36 - 37,57.2 Мифы народов мира. Под ред. С.А. Токарева. Т. ., 1992.3 Жеребкин С. Тендерная проблематика в философии // Введение в гендерные исследования. Харьков, СПб., 2001. С. 390,392.значительно приниженным и зависимым, чем, например, спартанской женщины1. Женщины в Спарте с детства привыкали чувствовать себя гражданками государства и принимали близко к сердцу все общественные интересы. Похвала и порицание со стороны женщины значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции2. В целом, свобода женщины в эпоху эллинизма была такого уровня, который был не известен как в эпоху древности, так и христианства3.Древнеримская женщина обладала также достаточно большой свободой, как и женщина Древней Греции. Они отличались высокой образованностью: говорили на греческом языке, занимались литературой, географией, философией и правом. Женщины Древнего Египта владели отдельными дворцами, могли занимать храмовые должности. Женщинам посвящались храмы, и их культы поддерживались столетиями.В то же время, даже в тех обществах, где женщина была относительно независимой, ее роль расценивалась как второстепенная. И связано это было, главным образом, с тем, что общепринятым в обществе является то, что их опыт, деятельность, и вообще сфера жизнедеятельности (приватная), не представляет жизненного интереса. В традиционном представлении важной считается, прежде всего, публичная сфера, в которой, в свою очередь, доминируют мужчины. Исторический интерес, прежде всего, вызывают глобальные события: политика, войны, революции, перевороты и т.п., где влияние женщины менее всего проявлялось. И те же немногие, кого из женщин упоминали в этой истории, были отмечены за «проявленное мужество» (т.е., как пишет В.И. Успенская, демонстрировали мужское поведение): они вели войска «с мужской храбростью», правили народом и государствами «наравне с мужчинами» и т.п.4 Вся же тысячелетняя работа по охране и поддержанию жизни, которую преимущественно делали женщины,1 Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия //Женщина в античном мире. М., 1995. С. 44 - 62.2 Там же. С. 44-62.3 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. С. 89.4 Успенская В.И. Женская история и развитие женского коллективного сознания //Женщины. История. Общество. Сб. науч. трудов. Вып. I. Тверь, 1999. С. V.отходит на второй план развития человечества. Здесь нет места приватной сфере, а, следовательно, и женщинам. Этой идеей пронизана практически вся философская и общественная мысли Запада и Востока.Как только в западной философии центральной становится антропологическая проблематика - проблематика человеческой субъективности (а космологическая отходит на второй план), - пишет С. Жеребкин, в логике философского мышления возникает и ее ведущая оппозиция, а именно бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, таких как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее, а тело - серией негативных характеристик, которые репрезентированы женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутреннее)1.Большинство мыслителей и философов, да и само общество либо просто игнорировали тему женщины и ее проблемы, либо открыто считали ее «существом по сравнению с мужчинами качественно дефектным»2.Общепринятым считается, что истоки подчиненного положения женщины по отношению к мужчине кроятся в религиозном мировоззрении. Однако один из наиболее известных исследователей религии М. Вебер пришел к выводу, что на ранних стадиях религиозных общин, когда ценилась духовная харизма, в них наблюдалось равенство полов. В большей степени это было присуще христианству и иудаизму, в меньшей - исламу и буддизму3. Но со временем религия, как отражатель ценностей общества, перестраивает свою структуру по образу светской власти, с идеей не только иерархии полов, но и ее вторичности существован...
Другие файлы:

Положение женщины в обществе
Положение женщин и мужчин в современном обществе. Представления о социальном статусе и правах женщин. Оценка достигаемых женщинами результатов. Социал...

Здоровье женщины. Роль женщины в современном обществе
Конституционное провозглашение равенства мужчин и женщин. Влияние гендерных стереотипов на роль женской части населения в современном обществе. Характ...

Специфические особенности положения женщины в обществе на современном этапе
История политической жизни женщин в России. Специфические особенности положения женщин-политиков в обществе, социологический анализ их деятельности на...

Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе
79 МбВ книге рассказывается о воспитании и значении женщин в семье и обществе в начале XX века, женщины в университете, об уважении и эмансипации жен...

Статус женщины в Афинах
Положение гречанки в семье и обществе: социальный статус. Женщины в семейно-брачных отношениях. Связь Перикла с Аспазией. Женская эмансипация в Греции...