Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

T media : от музейной библиотеки к информационной среде для интеграции музейных ресурсов и сервисов

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
С.Х.Ляпин, А.В.КуковякинНП «Центроконцепт» (Архангельск)e-mail: lyapin@atknet.ru T-Media: от музейной библиотеки к информационной среде для интеграции музейных ресурсов и сервисов1. Введение. Важным этапом в деле интеграции музейных ресурсов и развития связанных с этим сервисов было бы создание информационной среды, позволяющей эффективно работать как с текстовой информацией (ее типичными представителями являются полнотекстовые ресурсы музейных библиотек и каталоги-описания музейных фондов), так и с нетекстовой, прежде всего графической, которая представлена цифровыми образами (копиями) экспонатов, составляющих главное содержание систем учета музейных фондов.К такого рода интеграции можно идти разными путями, причем как с точки зрения методологии, так и с точки зрения технологии.В докладе рассматривается один из подходов к решению этой задачи, методологически основанный на теории мультимодальных культурных концептов и ее применению к созданию систем интеллектуального информационного поиска [1], а технологически – на развитии электронной библиотеки T-Libra с гибким полнотекстовым поиском, созданной в архитектуре Web-browser / Web-server / SQL-server (разработка ООО «Константа» и НП «Центроконцепт», г. Архангельск) [2], в направлении ее мультимодального и функционального расширения [3].2. Музейная библиотека: новое реноме. Кроме прочего, этот подход предполагает переосмысление места и роли музейной библиотеки, вообще использования «текста» в общемузейном деле.В традиционной музейной деятельности, где главными фигурами выступают Хранитель и Экскурсовод, «текст» играет второстепенную роль: он нужен лишь в качестве вспомогательного материала для подготовки экспозиций и экскурсий.Характерно, однако, что даже в рамках традиционных музейных технологий его роль заметно возрастает при подготовке научных и методических публикаций, музейно-образовательных программ, а также презентационных материалов – то есть тогда, когда музей обращается к более широкой аудитории, находящейся за его стенами. Создание в музее современной интегрированной информационной среды заставляет нас по-новому взглянуть на место и роль текстовой информации, имеющей прямое или косвенное (общекультурное) отношение к музейному «контенту».Во-первых, в самом тексте (представленном, например, в фондах музейных библиотек) содержится разносторонняя информация о различных культурно-исторических феноменах, так или иначе связанных с музейными предметами; эту информацию можно извлекать, различным образом структурировать и тематизировать с помощью современных информационных систем. Во-вторых, текстовая информация – это метаданные, это библиографические, иконографические и другие описания музейных предметов; в этом качестве «текст» является связующим звеном между всеми видами информации, представленными в интегрированной информационной среде. В-третьих, взаимодействие «текста» и нетекстовой информации (графика, звук, видео и т.п.) крайне важно для создания полноценных виртуальных тематических экспозиций, ориентированных на сферы образования, науки, культурного туризма, досуга, и тем самым на продвижение новых интеллектуальных продуктов и сервисов на рынок.Таким образом, музейная библиотека – естественная среда обитания текстовых ресурсов – вполне может изменить свой статус, и из вспомогательной музейной службы превратиться в точку опоры для создания качественно новой информационной инфраструктуры музея, вплоть до развертывания на ее основе публичного музейного информационного центра [4] с предоставлением многофункционального доступа к музейным ресурсам и сервисам (включая принципиально новые ресурсы и сервисы, создаваемые, например, в рамках развития виртуального музея или дистанционных музейно-образовательных программ). Заметим в этой связи, что по своему назначению музейная библиотека многофункциональна даже в большей мере, чем ее более известные родственники: публичные, университетские и академические библиотеки. Причина, разумеется, в наличии собственно музея, в тесной содержательной связи ресурсов музейной библиотеки («текстов») с основными ресурсами музея («экспонатами»). К научной, образовательной, просветительской функциям обычных библиотек здесь добавляется еще и функция информационного обеспечения экспозиционно-выставочной деятельности. Поэтому желательно, чтобы электронная библиотека для музея предусматривала, как минимум, две вещи.Во-первых, гибкий и удобный инструментарий для работы с библиографическими и полнотекстовыми ресурсами, в том числе для тематизируемого полнотекстового поиска и презентации его результатов с точностью до отдельного предложения или авторского абзаца (общее требование к любой полноценной библиотечной системе).Во-вторых, такой инструментарий, который открывает возможность мультимодального расширения библиотеки, то есть включения в ее ресурсную базу нетекстовых модальностей информации (графика, звук, видео и т.д.), а в ее функционал – унифицированного поиска по гетерогенным базам данных с последующим автоматизированным созданием на его основе различных тематических экспозиций (специальное требование для музейной библиотеки).3. T-Libra как основа для T-Media. Этими возможностями обладает многофункциональная электронная библиотека T-Libra, созданная в архитектуре «клиент-сервер», адаптированной к условиям Интернет (Web-browser / Web-server / SQL-server), и работающая под управлением СУБД Sybase ASA v.7.0.Версии ЭБ T-Libra 5.0. и 5.1. с 2003 года используются в Институте управления (г. Архангельск) и в его филиалах в рамках как аудиторной, так и дистанционной технологий обучения.В настоящее время на платформе T-Libra ведется разработка нескольких специализированных региональных библиотек (для медицины, экологии, культуры), виртуальной Интернет-лаборатории гуманитарной направленности [5], корпоративной библиотеки НП «Центроконцепт», музейной библиотеки ГМО «Художественная культура Русского Севера», а также образовательных серверов для поддержки дополнительного и профессионального образования.При этом архитектура создаваемых библиотек проектируется с использованием различных вариантов СУБД (Sybase ASA, MS SQL Server, Oracle SQL
Другие файлы:

Методика использования ресурсов школьной библиотеки-медиатеки для формирования основ информационной культуры школьника
Информатизация общества, развитие информационной техники и технологии. Место библиотеки–медиатеки в муниципальном общеобразовательном учреждении "Саха...

Сценография в музейных и выставочных комплексах. Спектакли музейных предметов
Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэт...

Электронная библиотека в среде библиотечно-информационной деятельности
Библиотека как центр информационной культуры. Классификация электронных библиотек, организация их работы в библиотечно-информационной деятельности. Пр...

Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся
Особенности организации работы школьной библиотеки. Структура федерального Закона "О библиотечном деле". Место школьной библиотеки в информационно-обр...

Проектирование и разработка информационной системы библиотеки
Оптимизация математической модели и реинжиниринг бизнес-процессов. Основные методологии, используемые в BPwin. Выбор архитектуры информационной систем...