Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Актуальность исследования

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Введение 3 ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования.За последние 15 лет в Казахстане, как и в других странах СНГ, произошли глобальные изменения во всех сферах жизни. Проблемы формирования новых норм и шкалы ценностей, изменение мотивации деятельности человека, преодоление социальной пассивности и иждивенческих предубеждений, оказались даже более сложной задачей, чем политические и экономические преобразования. В связи с этим можно даже говорить о том, что материальный аспект реформ -повышение жизненного уровня, - оставаясь важным и необходимым, оказался в постсоветских странах, включая Казахстан, целью второго порядка. Этот процесс сопровождался пересмотром системы ценностей и переоценкой жизненных целей в сознании людей. «Ревизия ценностных установок» привела большинство людей к мнению, что существуют вещи и явления, важность которых для человека и государства не зависит от общественного строя, и к таким ценностям относится хорошее образование. При этом основополагающим признаком качества образования является его содержание, глубина постижения мирового культурного наследия, что делает образование каждого конкретного человека по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда. В настоящее время, когда на первый план выдвигаются информационные технологии и глобализация проблем современной цивилизации, становится понятным, что «человек современной культуры-это планетарно мыслящая личность, глубоко и широко образованная, открытая к культурному плюрализму»1. Сегодня актуально образование человека культурой.Сегодня музеи занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный1 КоссоваИ.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М, 1999. - С. 1.4институт приобретает новое место и назначение. Он становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом общественной жизни. Для стран дальнего зарубежья смена парадигмы общественного назначения музеев произошла в 60-80-х гг. В странах, появившихся после распада Советского Союза - в 90-х гг. Именно тогда постсоциалистические государства осознали необходимость развития своей образовательной функции и попытались действовать в этом направлении. М.Б. Гнедовский отмечал ещё в ., что подход к проблемам образования «от музея» (и в целом «от культуры») представляется перспективным и для педагогики1. В Казахстане внимание к культурно-образовательной деятельности музеев в современном понимании данного термина стало проявляться в 2000-х гг.В этот же период произошло изменение исторического и культурного фона, который способствовал актуализации тех или иных областей знаний и общественных институтов. В Центральной Азии «веками сформированная ментальность - это этническая (сопряженная с мусульманской традицией), ... и 80% населения этого региона живёт именно в этих плоскостях» . Республика Казахстан - молодое государство, которое, «вновь» обретая историю и культуру, формирует идеологию, национальное самосознание. Особенно актуальным стало и утверждение национальной идеи.Казахи активно ищут возможности укрепления национального духа в молодом поколении. «Национальная культура и традиция остается сегодня важным, а для большинства людей и определяющимМузейное дело и охрана памятников. Экспресс-информ. — Вып. 1. Музей в системе непрерывного образования. - М., 1990. - С. 2.2 АбикееваГ. Кинематограф Центральной Азии и культурная политикарегиона: тенденции и перспективы// Культурная политика в Центральной Азии впереходный период (Сборник материалов конференции «Культурная политика вЦентральной Азии: практика и перспективы») / Сост. Ю. Маркович, А. Сабитов. -Алматы, 2003.-С. 33.5компонентом в их ощущении собственной идентичности и культурной принадлежности»1. Одним из традиционных путей решения этого вопроса является обращение к истории собственного народа. Ведь, сохранение традиций, понимаемых как «коммуникация с прошлым, способны консолидировать общество, упрочить гражданскую солидарность»2 и самосознание нации основывается в большой мере на собственной истории и культуре, которые приобретают из-за этого особый вес3.С 1990-х гг. в стране отмечается резкое повышение интереса к истории Казахстана. Музеи, потерявшие было своих посетителей за счет уменьшения потока туристов, обрели новых посетителей - школьников. Учителя, не имея хороших учебников и дополнительной литературы, повели своих учеников в музеи исторического профиля в надежде получить наглядную и подлинную информацию.В музеях исчезла необходимость придумывать новые формы работы, так как поток посетителей вновь стал расти. Но дети - это особая группа посетителей, которая требует особого подхода и без хорошего музейного педагога поход в музей не принесет ожидаемого учителями, родителями и государством результата. Он может стать если не последним в жизни, то единичным, и богатые возможности музея как средства воспитания патриота своей страны, останутся втуне.1 О'Коннор Джастин. Культурное разнообразие, развитие и глобализация//Новые форматы партнёрства / Серия. Культурные стратегии: Экспертный клуб. - Вып. 1 / Ин-т культурной политики. - М., 2004. - С. 125.2 Селезнёва Е.Н. Культурное наследие и культурная политика России 1990-х гг. (теоретико-методологические проблемы) / Рос. ин-т культурологии. - М, 2003.-С. 13.3 Полунина Н.М. Национальный музей. К вопросу об истоках понятия // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая . в Орле.-М., 2002.-С. 35; Куренышев А.А. К вопросу об историчности экспозиций музеев исторического и краеведческого профиля // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев: По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая . в Орле. - М., 2002. - С. 147.6Итак, в начале 90-х гг. XX в. в Казахстане стал чуствоваться «голод», как на добротную историческую информацию, так и на эмоциональное переживание такого понятия как «судьба страны». И, кроме того, ни один из музеев не использовал ещё такой формы работы, которая предлагала бы детям, юным гражданам, «пропустить» через внутреннее «Я» идею значимости своей независимой республики.Сложность данной задачи определяется во многом тем, что Казахстан - многонациональное государство, поэтому наряду с воспитанием интереса к истории казахского народа, актуально и формирование толерантных отношений между представителями разных национальностей Казахстана. При этом, как в российском, так и в казахстанском «музееведении недостаточно разработанным является вопрос о методических основах показа различных аспектов культуры и быта многонационального населения регионов, в том числе условий и характера процессов их взаимодействия в разных сферах их жизнедеятельности»1. В этой новой культурно-исторической ситуации музеи стали активнее развивать свою деятельность по формированию исторического сознания казахстанцев, отношения к памятникам национальной истории, к взаимоотношениям с другими народами и странами. Стали возникать инновационные идеи, чаще всего, облеченные в форму проектов. Так, в ответ на социальный запрос в конце 1990-х гг. в Казахстане возникают проекты создания детских музеев, или организаций, имеющих характеристики детских музеев2.