Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

по литературе роль сновидения в произведениях Ф. М. Достоевского

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
МОУ Лицей № 49РЕФЕРАТПО ЛИТЕРАТУРЕРоль сновидения в произведениях Ф.М. Достоевскоговыполнила:ученица 11 «Э» классаНенахова Анастасияруководитель:Сыроватко Лада ВикторовнаКалининград2006 г.Содержание:Введениестр.3
  • Заключениестр.Список использованной литературыстр.16ВведениеИзучение богатейшего материала литературных снов с точки зрения философии, эстетики, культурологи, психоанализа – это проблемы до настоящего времени глубоко и всесторонне не исследованные в русской науке.Не существует, на мой взгляд, ни одного сколько-нибудь самобытного достойного внимания литератора, который не использовал бы в своих произведениях художественный прием сновидения. Для усиления фантастического, мистического, сатирического эффекта, либо с целью достижения психологической достоверности поведения героя, его духовного формирования.Форма литературного сна благодаря своим исключительно богатым идейно-эстетическим художественным возможностям оказалась необычайно плодотворной. Большинству знаменитых героев русской словесности являются по ходу развития того или иного сюжета загадочные, таинственные, необычайные, фантастические сновидения существенно дополняющие, а порой и определяющие социальный облик персонажей.Некоторые герои (Раскольников, Свидригайлов, Анна Каренина, Пьер Безухов, Андрей Болконский) переживают по мере развития действия целые своеобразные циклы странных, сложных по своей символике событий и ситуаций, снов.Важнейшую роль здесь играет прежде всего интуиция самого автора, без активного творческого содействия которой было бы невозможно представить какое именно сновидение и почему в тот или иной момент развития сюжета могло присниться Свидригайлову, Петруше Гриневу или Ольге Ильинской.Сон не что иное, как случайная встреча персонажа с самим собой, воплощение сакральных, душевных переживаний, которые скрыты наяву не только от других действующих лиц, но и от него самого. Отсюда и основная функция литературного сновидения - осмысливая свой сон, персонаж (как и читатель) к порой субъективному знанию себя изнутри добавляет знание себя со стороны, достигая посредством этого более полного бытия.«Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек- целый мир», - лаконично резюмировал эту идею Ф.М.Достоевский.З.Фрейд открыл, что за покрывалом сознания скрыт глубинный пласт неосознанных личностью могущественных стремлений, влечений и желаний, находящих свое воплощение в сновидениях, свободных от контроля сознания. Его работы осветили основные вопросы устройства внутреннего мира личности, и побуждений причины душевных надломов, фантастическое представление человека о себе и окружающих. И теория З.Фрейда удивительно переплелась с работами другого великого психолога и гениального писателя XIX столетия Ф. М. Достоевского.В своих произведениях он рассматривает целые социальные пласты, выявляет проблемы и пороки общества. Достоевский своим изумительным чутьем угадывает все болезни времени, болезни человеческой личности и рассматривает их изнутри, глазами самих созданных им героев.Будучи художником трех ипостасей: человеческой, художественной и духовной, Федор Михайлович вкладывает огромный, глубинный смысл в каждый из снов своих героев.Уже в одном из своих ранних произведений, в рассказе «Господин Прохарчин» автор раскрывает задуманную идею сострадания человека к чужому горю посредством сна. Именно во сне Прохарчина, как в кульминационной сцене рассказа, ярко прослеживаются особенности найденного Достоевским в 1840-е собственного художественного метода – фантастического реализма. «Намеренное соединение, сложное переплетение фантастического и реального во сне героя создают особую двуликую природу важнейшей сцены и всего рассказа в целом. С одной стороны, сон является крупнейшей точкой в развитии сознания героя, которое разрушается из-за высвобождения человеческого в Прохарчине, и он погибает. С другой стороны, подчеркнуто символическое пробуждение Прохарчина во сне от духовной спячки, связанное со сложным взаимодействием мотива огня с кукольным, петрушечным мотивом, выход героя навстречу живой жизни, ощущение себя частью всех - позволяют иначе взглянуть на самый жестокий и мрачный, по мнению многих критиков, рассказ Достоевского.»9Говоря о роли снов в творчестве Ф.М. Достоевского нельзя не упомянуть рассказ «Сон смешного человека», представляющий собой весь мыслительный, идейный и фантастический мир автора, его «Евангелие» в миниатюре.В этом произведении собраны нити всех больших романов Достоевского. Князь Мышкин в «Идиоте» близок к целостности жизни, он обладает той искренностью, которую мы узнаем в людях на планете смешного человека; Версилов в «Подростке» мечтает о «золотом веке», где люди пребывают в таком же состоянии рая; старик Зосима в «Братьях Карамазовых» проповедует ту же истину, что и смешной человек; жизнь – это р...
    Другие файлы:

    Сон как метод отражения и постижения действительности в творчестве Ф.М. Достоевского
    Меня привлекает филологический анализ художественного текста Мне захотелось исследовать роль сна в романе Ф.М. Достоевского, чтобы выявить, как через...

    "Лик земной и вечная истина". О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф.М.Достоевского
    Рассматривается проблема мировосприятия Достоевского, обусловившего особый характер изображения положительного героя в его произведениях. Особое внима...

    Философские взгляды Ф.М. Достоевского
    Феноменология человека в произведениях Ф.М. Достоевского. Его этические и эстетические взгляды. Идея реализма. Гуманизм. Высказывания Достоевского о "...

    Тема детства в произведениях Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского
    Тема детства в ранних романах Ч. Диккенса. Поэтика детства у Достоевского и её реализация в романах "Подросток" и "Братья Карамазовы". Сопоставление д...

    Тема сна в русской литературе
    Рассмотрение снов и сновидений как важнейших художественных приемов, которые помогают автору полномерно донести до читателя свою мысль. Слова-символы...