Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические указания Петрозаводск Издательство Петрозаводского университета 1998

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Петрозаводский государственный университетРешение задач математического программирования в среде табличного процессора ExcelМетодические указанияПетрозаводскИздательство Петрозаводского университета1998Печатаются по решению редакционно-издательского совета Петрозаводского государственного университетаСоставители:к.т.н., доцент Поляков В.В.,к.т.н., доцент Коржов С.Т.к.э.н., доцент Карпов А.В.Рецензент: к.т.н., доцент Богоявленский Ю.А.ОглавлениеВведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
  • Пример оптимизационной задачи . . . . . . . . . . . . . . . .5
  • Математическая модель задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
  • Организация решения задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
  • Параметры поиска решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
  • Задания для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . .11
  • Задача оптимального распределения ресурсов . .12
  • Задача выбора оптимального состава смеси . . . .13
  • Задача оптимального раскроя бумажного
  • полотна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
  • Задача о передаче данных в
  • информационно-вычислительной сети . . . . . . . . 15Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . .17ВведениеТабличные процессоры в настоящее время являются одними из самых популярных программных продуктов, особенно для персональных компьютеров. Удобная форма представления данных, возможности практически мгновенного расчета одних данных на основе других позволяют решать различные задачи, связанные как с большим объемом относительно несложных расчетов, так и с прогнозированием поведения сложных систем. Простейший способ прогнозирования - решение задач методом “Что будет, если ...?”, при котором задаются различные наборы значений некоторых исходных параметров системы и оцениваются значения расчетных. Многократные расчеты позволяют оценить, как реагирует изучаемая система, описанная в виде математических соотношений, на те или иные изменения в условиях ее функционирования и выбрать то решение, которое более всего удовлетворяет предъявляемым требованиям, - оптимальное решение. Однако в задачах прогнозирования число возможных вариантов действий зачастую настолько велико, что вручную перебрать все невозможно. Интуиция в подобных случаях оказывается плохим помощником. В таких ситуациях целесообразно использование специальных математических методов. С этой целью в современные табличные процессоры включаются мощные математические блоки, позволяющие проводить статистическую обработку данных, решать отдельные уравнения и системы уравнений, а также задачи математического программирования (оптимизационные задачи).Данное пособие имеет целью познакомить читателя с возможностями поиска оптимальных решений средствами широко распространенного табличного процессора Excel. Пособие рассчитано на тех, кто уже имеет опыт работы с данным табличным процессором и знаком с основами математического программирования.1. Пример оптимизационной задачиВ качестве примера задачи, связанной с поиском наилучшего решения, рассмотрим задачу выбора оптимальной структуры посевных площадей нескольких сельскохозяйственных культур. Эта задача является типичным примером задачи оптимального распределения ресурсов, часто возникающей при производстве различной продукции. Описание задачи: в овощеводческом хозяйстве набор выращиваемых культур и объемы их производства определяются наличием пригодных для использования земель, допустимых затрат труда, заказами на отдельные виды культур, спросом на них, а также экономической эффективностью производства. При определении структуры посевных площадей необходимо обеспечить максимальную экономическую эффективность, исходя из имеющихся ресурсов. Для решения такой задачи необходима следующая информация:
  • площадь земли, отводимая под посевы;
  • наличие трудовых ресурсов, выделяемых для производства овощей как в течение всего года, так и в наиболее напряженный период (в период сбора урожая);
  • затраты труда на каждую культуру (всего и в напряженный /особый/ период);
  • урожайность каждой из рассматриваемых культур;
  • заказ на каждую культуру и предельные объемы сбыта;
  • прибыль от производства каждой культуры;
  • критерий оптимальности, определяющий, какое решение считается наилучшим.