Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Человек и мир в средневековой философии

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
РефератЧеловек и мир в средневековой философииСодержание стр.1. Возникновение средневековой философии 32. Проблема человека в истории философии 83. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм ? 10 4. Проблема личности в философии 12Список литературы 141. Возникновение средневековой философии Возникновение средневековой    философии    очень   часто связывают с падением Западной Римской империи (476  год  н. э.), однако такая датировка является не совсем  корректной.В  это время еще  господствует  греческая  философия,  и  с  ее точки зрения  началом  всего  является  природа.В   средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог.  Поэтому переход от одного  мышления  к  другому  не  могло произойти  мгновенно:  завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия  принадлежит эпохе  античного рабовладельчества,  а средневековая философия относится    к    эпохе    феодализма), ни     внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.Формирование  нового  типа  общества  длится   весьма продолжительно.  В  I - IV  веках  н. э.  конкурируют  между собой философские учения стоиков, эпикурейцев,  неоплатоников,  и в это  же время формируются очаги новой веры и мысли,  которые в последствии составят основу средневековой философии.Итак, период возникновения средневековой философии I - IV век н. э.Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма).К   таким   религиям   принадлежат   иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как  европейской,  так  и  арабской  философии  средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. В основе  христианского  монотеизма  лежат  два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно  философскому  мышлению  языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо  предполагают единого личного Бога.  Идея творения лежит в основе средневековой онтологии,  а идея откровения  составляет фундамент учения о познании.Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в. в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога - творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.Согласно христианскому  догмату, Бог  сотворил  мир  из ничего,  сотворил  воздействием  своей воли,  благодаря своему всемогуществу,  которое в каждый миг  сохраняет,  поддерживает бытие  мира.  Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом (creatio  -  творение, создание). Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное  начало.  В отличие от античных богов,  которые были родственны природе,  христианский Бог стоит над природой, по  ту  сторону  ее  и  потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы  изымается  из  природы,  из космоса  и  передается Богу;  в средневековой философии космос, поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие,  не  есть живое  и  одушевленное  целое,  каким  его  считали  многие из греческих философов. Другим важным     следствием     креационизма    является преодоление характерного  для  античной  философии дуализма противоположных  начал  -  активного  и пассивного: идей или форм,  с одной стороны,  материи - с другой. На место дуализма приходит  монистический  принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог,  а все остальное - его творение.  Разница  между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те  атрибуты,  которыми  античные философы наделяли бытие.   Он вечен,  неизменен,  самотождественен,  ни от чего  другого  независим  и  является  источником  всего  сущего.Если попытаться как-то выделить основные течения средневекового мировоззрения, то получится следующее:Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принци...
Другие файлы:

Философия средневековья
* 1. Возникновение средневековой философии.1. 1. Связь и различие средневековой философии ифилософии древнего мира.1. 1. 1. Основные положения философ...

Основные направления философии в средневековье
Средние века в тезисах. Особенности средневековой философии. Характеристика исторического периода. Основные положения средневековой философии. Теоцент...

Проблемы веры и разума в средневековой философии
Общее описание и основные проблемы веры и разума в средневековой философии. Рассмотрение проблем гармонии веры и разума на примере работ Фомы Аквинско...

Философия Средневековья
Понятие номинализма и реализма, их сущность, общие и различные черты в средневековой философии. Характерные особенности представлений средневековой фи...

Характерные черты средневековой философии
Тесная связь теологии и средневековой философии, исторические условия ее развития. Сущность и особенности патристики, учение Августина Блаженного. Эта...