«Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»
Муниципальное образовательное учреждение Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школаРеферат на тему: «Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»Подготовила: Харитонова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, Мало-Вяземская СОШ2008 годПлан.Воспитание «орфографической зоркости» на уроках русского языка.Психологическая природа низкой орфографической грамотности учащихся.Грамматическое и антиграмматическое направления в словесности.Место занимательных упражнений в дидактическом материале по русскому языку.Занимательные упражнения в учебниках.Юмор в наглядных материалах и таблицах.Забавное как одно из средств решения важных методических вопросов.Звук и цвет.Дидактические игры соревновательного характера при изучении орфографии.Занимательные диктанты.Игра «Помоги…».Различные виды кроссвордов с орфографическими заданиями на уроках.Игры, способствующие формированию навыка выделения и объяснения различных видов орфограмм.Значение занимательного материала для эмоционального восприятия, а, следовательно, для активации мыслительной деятельности, воспитания «орфографической зоркости» и общей грамотности учащихся.Кто хочет работать - ищет средства, кто не хочет - причины.Сергей КоролевВ настоящее время ведется много разговоров о степени грамотности учащихся, которая выявляется в результате контрольных работ и ЕГЭ. Не секрет, что в обучающих и контрольных работах школьников встречается большое количество орфографических ошибок. А ведь одним из критериев культуры и образованности человека является грамотность. Фундамент этой грамотности закладывается на уроках русского языка уже в начальной школе, укрепляется в средней школе, когда мышление ученика более пластичное, фантазийное, когда запоминание орфографических написаний строится не только на основе правил, но и с помощью еле видимых связей, сочетаний, абстракций, которые чаще всего встречаются в игровых занимательных заданиях.Обратиться меня к этой теме, как к одному из методов повышения «орфографической зоркости» заставила ситуация в пятых классах, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания.«Если обозреть теперь те главные психологические проблемы, которые возникают и возникали в истории методики вплоть до советского периода, то естественно прийти к выводу, что все они связаны одной общей проблемой: психологией формирования орфографического навыка».* В зависимости от того или иного представления о психологической природе этого процесса решались по-разному и вопросы методики.Сторонники грамматического направления видят в навыке «разумное, сознательное начало; представители антиграмматического направления подчеркивают исключительно механическую природу навыка, понимая под этим независимость образования навыка от мышления.Ушинский, наиболее полно разработавший психологические основы грамматического направления, не сомневался в том, что в основе выработки навыка лежат связи между восприятием слова и движением письма. За связью «образов» и «представлений» он видел материальные, физиологические связи «рефлекторного» порядка.Вмешательство «рассудка» в процесс образования этих связей не тормозит, по его мнению, процесс автоматизации, а ускоряет его. Перевод «механических комбинаций» в рассудочные систематизирует ассоциации, приводит их в «стройные ряды». «Бесконечные» упражнения необходимы, но они не должны заключаться в механическом повторении акта восприятия слова и его записи. Характер упражнений должен обеспечивать возможность постепенного нарастания самостоятельности учеников в применении изученных правил, причем форма упражнений, различная роль зрительных и слухо-речевых восприятий определяется языковыми особенностями орфограмм.Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. На уроках приходится сталкиваться с такими ситуациями, хорошо знающий правило, делает ошибки на это правило. Это по большей части происходит от неумения применять свои знания. Пользоваться правилом практически значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной аналитической работы. Для многих учеников это довольно утомительно и сложно, поэтому здесь на помощь учителю и детям в младшей и средней школе приходит занимательный материал, который можно использовать не только на внеурочных и факультативных занятиях, но и непосредственно в процессе обучения и закрепления. Играя, школьники находят ту закономерность написания орфограмм, которую в научных определениях они не увидели, так как большинство игр носит проблемно-поисковый характер.Сейчас этого мышления придерживаются большинство словесников. Поэтому в помощь учителю выпускается много дополнительной литературы с перечнем обучающих и закрепляющих игр. Кроме того, в школьных учебниках также предлагается много заданий занимательного характера.Например, в учебнике «Русский язык» («Просвещение», 2006) для 5 класса Т.А.Ладыженской в теме «Согласные звуки» в упр.262 мы видим задание: « Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы. Благодаря каким гласным и согласным звукам мы различаем первое и второе, третье и четвертое слова. Подберите две-три пары других слов, которые различались бы только одним гласным или согласным звуком». Ниже приведены рисунки « дом – дым, рак – мак.Кроме непосредственных образовательных целей это упражнение воспитывает внимательность у детей, а игровой момент сосредотачивает их, способствует лучшему запоминанию.Но чаще в школьных учебниках встречаются задания «Проверь, правильно ли…», выполняя которые, дети сами становятся...