Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Применение методов наблюдения, массового опроса, контент-анализа в исследованиях сми

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Факультет журналистики Московского Государственного Университета.РефератНа тему:Применение методов наблюдения, массового опроса, контент-анализа в исследованиях СМИ.Корнетовой Л. В., 311 гр.2001г., Москва.Существуют несколько методов сбора информации. Традиционно они подразделяются на три группы: опрос (анкетирование, интервьюирование и т.д.), изучение документов (контент-анализ и др.) и наблюдение, эксперимент.Выбирая тот или иной метод, необходимо учитывать следующее: цель, конкретные задачи, которые будут решаться при сборе информации, тип объектов изучения, доступность источников информации, имеющиеся в распоряжении исследователей материальные, людские ресурсы, сроки сбора информации и - самое главное - необходимую степень надёжности и достоверность информации. Помимо того, у каждого метода существует своя специфика."К методам опроса относят анкетирование - заочный опрос с помощю анкеты и интервьюирование - очный опрос посредством интервью". Интервью - это прямое взаимодействие с респондентом. Поэому это наиболее гибкий, оперативный вариант сбора информации. По специфике своего жанра интервью может быть любым - от строго регламентированного программой, временем и характером общения до свободного обмена мнениями. Чаще всего применяют стандартизированные интервью, проводимые по одинаковому вопроснику, по одинаковой программе, с одинаковыми условиями поведения интервьюера в процессе интервью. Во-первых, благодаря этому информация, полученная в ходе интервью, будет легко поддаваться анализу. Во-вторых, процесс сбора информации в случае его стандартизированности значительно упрощается и результаты менее субъективны. Экспресс-опросы проводят либо на улице, либо по телефону. Для проведения уличных опросов можно выбирать именно то время и место (например, непоздний вечер, оживленный перекресток в определенной части города), где, по рассчетам социологов, должны попадаться именно те люди, чье мнение нужно для проводимого исследования. Соответственно, вопросник для уличных опросов должен быть составлен кратким, максимально понятным языком и лёгок для заполнения на ходу. В уличных опросах целесообразно использовать "закрытый" тип вопросов. Не меньше, чем для уличных опросов, "закрытые" вопросы подходят для телефонных опросов. К сожалению, в нашей стране звонок от незнакомого человека, как правило, воспринимается довольно настороженно: обычно "не свои" звонят по какому-нибудь не особо приятному поводу. Поэтому человеку, учавствующему в проведени "телефонного" социологического исследования, необходимо обладать не только завидным обаянием и умением убеждать, но и обладать анкетой, где все вопросы четкие, понятные, не требуют длительных раздумий - легко воспринимаются на слух. И совсем хорошо, если вопросов не очень много. Мне довелось отвечать по телефону на анкету примерно полчаса подряд, отвечая на вопросы очень быстро. Налицо правильная постановка "закрытых" вопросов: думать не приходилось. Но большая часть опрашваемых наверняка не обладали моим терпением. Это - следствие неправильно построенной анкеты, т.е. ее излишняя длина. Наверняка что-то можно было не спрашивать. Составляя вопросы, социолог должен понимать:А) Почему данный вопрос включён в вопросник? Б) Почему он сформулирован именно таким образом? В) Почему поставлен именно на это место? Разработку вопросов можно назвать наболее трудной и ответственной частью всей работы социолога. Вопросник должен отвечать следующим требованиям:
  • Соотнесенность с темой
  • Доступность
  • Нейтральность
  • Приемлимость, деликатность
  • Должен отвечать требованиям формальной логики
  • Быть оптимальным по размеру.
  • Содержать необходимые пояснения.
  • Собственно вопросы можно разделять по структуре. Бывают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Первое подразумевает ответ "да-нет" или другой набор вариантов ответа. Полузакрытый вопрос - это когда помимо вариантов ответа респондент может сам добавить что-то еще. Как нам рассказывали на лекциях по курсу "менеджмент PR", подобный вариант вопросов наиболее "дружелюбен": людям нравится, что они могут написать что-то самостоятельно или выбрать вариант ответа. Открытый вопрос - это когда респондент отвечает полностью самостоятельно. Вопросы бывают разными по характеру запрашиваемой информации или по порядку расположения закрытий. Контрольные вопросы призваны просто проверить, насколько разбирается человек в той теме, о которой его в дальнейшем предполагается расспросить. Разумеется, это делается не прямо, путем осторожных, косвенных вопросов Примерно та же функция - у отсеивающих вопросов. Если тема опроса такова, что людям неудобно отвечать на прямо поставленные вопросы, следует воспользоваться проективной техникой: что-то вроде "посоветовали бы вы своему приятелю поступить на эту работу?" По построению вопросника вопросы могут строиться "воронкой", то есть постепенно переходить от простых к сложным. В этом случае человек постепенно включается в тему. "Перевернутой воронкой" называется построение вопросника по принципу "обобщения" - от конкретных - к общим. Документы, необходимые для контент-анализа можно разделить на виды: по способу фиксирования информации (документы рукописные, печатные, кино- и фотоплёнки, магнитные ленты, видеозаписи), по типу авторства (личные и общественные), по статусу (официальные и неофициальные), по способу получения документа исследователем (естественно существующие в обществе и "целевые", т.е. созданные по заказу исследователя), по степени близости к эмпирическому материалу (первичные, непосредственно отражающие события, и вторичные, построенные на основании уже имеющихся документов, переработке первичной информации). Считается, что первичные данные надёжнее вторичных, а официальные документы надёжнее неофициальных."Контент-анализ - качественно-количественный метод анализа социальной информации". Контент - анализ необходим, когда невозможно судить о текстах без суммарных показателей, без статистического их описания и т. д. Процедуру контент-анализа можно описать так:
  • Определение категорий анализа. Например, "сфера действительности".
  • Определение элементов содержания. Например, "транспорт".
  • Определение единиц измерения. Это могут быть строки, абзацы, страницы. Скорей же всего сейчас это знаки.
  • Выяснение количества упоминаний.
  • Таким образом, проводя контент-анализ, исследователя прежде всего интересуют количественные характеристики текста. Среди категорий анализа могут также выступать:
  • темы изучаемых материалов
  • их география
  • цели материалов
  • ожидаемые реакции на них
  • соотншение фактографического и обобщающе-проблемоного характера
  • ...
    Другие файлы:

    Методы сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов
    Обзор методов проведения эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Особенности анализа документов как метода проведе...

    Контент-анализ как метод исследования
    Документальные источники информации, их достоверность. Приемы качественно-количественного анализа документов. Контент-анализ как метод анализа докумен...

    Количественные методы в исторических исследованиях
    Пособие состоит из трех разделов. В первом характеризуются общие проблемы применения количественных методов в исторических исследованиях; во втором из...

    Методы психологии
    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества...

    Социологическая информация и методы ее сбора
    Проведение опроса, анализа документов, наблюдения, эксперимента. Как составлять анкету. Особенности обработки социологической информации. Плюсы и мину...