Составители: В. И. Кочурко, М. Е. Николаев, Г. А. Жолик, В. Н. Прокопович, А. А. Шелюто, В. И. Петренко, С. И. Трапков, И. Е. Дробудько
Одобрено методической комиссией агрономического факультета .Составители: В. И. КОЧУРКО, М. Е. НИКОЛАЕВ, Г. А. ЖОЛИК, В. Н. ПРОКОПОВИЧ, А. А. ШЕЛЮТО, В. И. ПЕТРЕНКО, С. И. ТРАПКОВ, И. Е. ДРОБУДЬКО.УДК 631/635 (073)Производственная практика по специальности С.01.02.00 – агрономия: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. В.И. Кочурко, М.Е. Николаев, Г.А. Жолик, В.Н. Прокопович, А.А. Шелюто, В.И. Петренко, С.И. Трапков, И.Е. Дробудько. Горки, 2001. Изложены цели и задачи производственной практики студентов. Дана характеристика организации и руководства практикой. Приводится примерный план ведения дневника практики и содержания отчета о практике.Таблиц 16.Рецензенты:© Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2001.ВВЕДЕНИЕСегодняшнему специалисту предстоит работать в условиях рыночных отношений, внедрения эффективных форм управления, организации и стимулирования труда, проведения активной социальной политики. Решение этих задач по плечу людям, проявившим творческое отношение к порученному делу, высокий уровень профессиональной подготовки, обладающим глубоким знанием теории и практики, широкой эрудицией и культурой. Возникает объективная необходимость в подготовке специалистов, обладающих знаниями особенностей технологии производства экологически чистой продукция растениеводства.В системе подготовки высококвалифицированных кадров агрономов производственная практика имеет исключительно большое значение. В процессе прохождения практики студенты продолжают углублять и закреплять теоретические знания, приобретенные на лекциях и лабораторно-практических занятиях, а также приобретают навыки культурно-просветительной, организаторской и воспитательной работы.Полученные теоретические и практические знания позволят будущему агроному профессионально и грамотно работать в отраслях агропромышленного комплекса, в агропромышленных объединениях, комбинатах, агрофирмах, в производственных и научно-производственных системах, колхозах, фермерских хозяйствах, ассоциациях, межхозяйственных предприятиях, объединениях и других предприятиях и организационных системах АПК, в должностях главного агронома, агронома, агронома-инспектора, агронома отделения (бригады, сельскохозяйственного участка, фермы, цеха), агронома-консультанта, агронома фермерских хозяйств на основе контракта.Практическая подготовка будущих агрономов в конечном итоге должна обеспечить:овладение практическими приемами получения программируемых урожаев сельскохозяйственных культур;современными технологиями возделывания сельскохозяйственных культур;профессиональными навыками и умениями агрономической работы;навыками работы в коллективе: уметь принимать профессиональные решения с учетом социальных, экономических, экологических и иных последствий, требований этики и права.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИЦелью производственной практики является закрепление знаний, овладение навыками и умениями организации и осуществления производственных процессов по выращиванию, уборке и первичной переработке продукции растениеводства.Производственная практика является завершающим этапом в подготовке специалистов. В период ее прохождения студент основное внимание должен обращать на изучение, вопросов агрономии, организации, планирования и управления сельскохозяйственным производством, на анализ хозяйственной деятельности предприятий.Основными задачами производственной практики являются:1. Закрепление и углубление теоретических знаний и выработка навыков их применения при решении производственных задач;2. Накопление опыта практической работы по специальности, овладение навыками организации и управления производством;3. Освоение современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, изучение и обобщение передового опыта;4. Приобретение навыков в программировании урожаев сельскохозяйственных культур, планировании, организации и практическом освоении производственных процессов;5. Оценка эффективности использования земельных угодий, системы ведения хозяйства, применения материальных и трудовых ресурсов;6. Изучение структуры, организации и методов руководства хозяйством, отдельными отраслями;7. Овладение методикой анализа производственной деятельности хозяйства и его отраслей, экономической оценки технологических и организационных мероприятий; изучение организации нормирования и системы оплаты труда;8. Анализ мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, состояния техники безопасности и охраны труда;9. Проведение научных исследований, сбор и обработка материалов для написания дипломной и курсовой работы по организации;10. Активное участие в пропаганде и внедрении в производство научных достижений, передового опыта;11. Проведение культурно-просветительной практики. В период прохождения производственной практики студент должен освоить следующий перечень умений и навыков:1. Анализ структуры хозяйства и сопоставление показателей его деятельности с другими предприятиями региона;2. Выявление наиболее эффективных форм организации труда в земледелии;3. Анализ системы земледелия хозяйства и степени экологической сбалансированности ее элементов;4. Планирование полевых работ по периодам вегетации растений с учетом конкретных форм организации труда и материально-технических возможностей хозяйства;5. Комплектование машинно-тракторных агрегатов;6. Организация и. проведение посевных работ: внесение удобрений, подготовка семенного и посадочного материала, установка сеялок на нормы высева, выбор и комплектование посевного агрегата, подвоз семян, посев;7. Организация и проведение работ по уходу за растениями, оценка состояния посевов, выбор машин и их регулировка, приготовление растворов пестицидов, инструктаж по технике безопасности;8. Организация и проведение заготовки кормов, уборки зерновых культур, корне- и клубнеплодов;9. Апробация семенных посевов;10. Закладка на хранение растениеводческой продукции;