Мониторинг социально-педагогического сопровождения семьи
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних«Наставник»Мониторинг социально-педагогического сопровождения семьи(сборник методических материалов)Рыбинск, 2006Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г.И. (руководитель коллектива), Кисина Т.С., Орлова Т.А., Садовская Д.Е., Смирнова И.Б., Гауш М.В., Холкина И.В., Виноградова Е.В.В данном сборнике представлены формы диагностических материалов, используемые в деятельности отделений Социально-реабилитационного центра «Наставник» г. Рыбинска, работающих с семьями. Предлагаемые методические материалы могут оказать содействие специалистам и сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних и специалистам органов социальной защиты населения в работе с семьями, нуждающимися в оказании социально - педагогической помощи. СОДЕРЖАНИЕВведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4Диагностические методы в работе с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5Этапы работы с семьей: I этап – изучение семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11II этап - анализ информации и составление плана работы с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34III этап - коррекционная работа с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43IV этап - контроль за ситуацией в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57ВВЕДЕНИЕПредметом внимания всех специалистов по социальной работе в настоящее время является процесс оказания социальной помощи семье. Именно специалист приступает к обследованию семьи, осуществляет первичные контакты и организует дальнейшее взаимодействие с ее членами. В его компетенции составить и зафиксировать представление об адаптационных и реабилитационных возможностях семьи. В его обязанности входят также первичная и регулярно проводимая динамичная оценка социальной ситуации и условий жизни семьи, выявления особенностей ее статуса и материального состояния, положения в ней детей. Вся эта деятельность по сути своей описывается понятием «мониторинг сопровождения семьи».Мониторинг– 1. Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.2. Комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.Социально-педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.Цель социально - педагогического мониторинга семьи – обеспечение эффективности работы с семьей, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.Основные принципы мониторинга:непрерывность, продолжительность во времени и систематичность;целостность и системность (информация от различ...