оглавление
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области.Васнина О.В.,учитель информатики«Развитие мыслительных операций на уроках информатики»РЕФЕРАТОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕИнтеллектуальное развитие учащихся является главной задачей нашего образовательного учреждения. Методическая тема работы школы «Интеллектуальное развитие учащихся на разных ступенях обучения». Ведущую роль в интеллектуальном развитии занимает процесс мышления, который представляет собой совокупность различных мыслительных операций. На мой взгляд успешное усвоение любого школьного предмета возможно только тогда, когда у учащегося развито мышление, поэтому тема моего реферата «Развитие мыслительных операций на уроках информатики». Данная работа актуальна для нашей школы и может быть полезна любому педагогу. Исследуя данную тему, я ставила перед собой следующие задачи:изучение и систематизация теоретического материала по теме;определение уровня развития мыслительных операций у учащихся, с которыми я работаю;разработка серии упражнений, направленных на развитие мыслительных операций;применение разработанных упражнений на своих уроках и во внеурочной деятельности;отслеживание изменений в мыслительной деятельности учащихся.Я привлекла к анализу следующие источники: Брушлинский А.В. «Продуктивное мышление и проблемное обучение». Грановская Р.М. «Элементы практической психологии». Зак А. З. «Различия в мышлении детей». Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». Поспелов Н.Н «Формирование мыслительных операций у старшеклассников». Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Шардаков М. Н. «Мышление школьника». Шардаков М. Н. «Очерки психологии учения». Результаты анализа размещены в основной части реферата. В ней имеется общая характеристика мышления и конкретно характеристика каждой мыслительной операции. Целый раздел посвящён общим принципам развития мыслительных операций. Каждый, кому интересна данная тема, может найти для себя практические рекомендации для развития мыслительных операций. Изучив теоретический материал, я приступила к разработке упражнений, направленных на развитие мыслительных операций. Для этой работы я использовала следующие материалы: Заика Е.В. «Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся». Залогова Л. «Информатика. Задачник – практикум». Магдюков В.С. «Задачи по информатике для учащихся 8-9 классов». Миракова Т. Н. «Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII классах». Семакин И. «Информатика. Базовый курс». Саранцев Г. И. «Обучение методу аналогии». Результаты проделанной работы представлены в приложении № 1. Для решения третьей задачи, мною использовался школьный тест умственного развития (ШТУР). Тест имеется в книге Рогова Е. И. Настольная книга практического психолога, т.1, с.160. Тест включает в себя шесть наборов заданий (субтестов): «осведомлённость» (2 субтеста), «аналогии», «классификация», «обобщение», «числовые ряды». Тестирование проходили учащиеся 7А класса (ноябрь 2004г), результаты тестирования имеются в приложении № 2. Разработанные упражнения я применяла на своих уроках, а так же во внеурочной деятельности.По окончанию работы, учащиеся снова прошли ШТУР, результаты изменения представлены в приложении №3.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ«Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.» ( А. Н. Леонтьев).«Мышление – неразрывно связанный с речью социально обусловленный психологический процесс самостоятельного искания и открытие существенно нового, т. е. опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувствен...