Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Основные моральные понятия и вехи истории этики

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Библиотека http://vpn.int.ru/Гусейнов Этика. УчебникСОДЕРЖАНИЕ ОТ РЕДАКТОРОВ.................................................................................3 ВВЕДЕНИЕ. О ПРЕДМЕТЕ ЭТИКИ.................................................4 Раздел 1. ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВЕХИ ИСТОРИИ ЭТИКИ..................................................................................32 1.1. Счастье и добродетель; Аристотель. "Никомахова этика"..........34 1.2. Долг; И. Кант. "Основоположение к метафизике нравов"..........55 1.3. Добро и зло; Ф. Ницше. "К генеалогии морали".........................80 1.4. Стыд, жалость, благоговение; В.С. Соловьев. "Оправдание добра. Нравственная философия".....................................109 1.5. Справедливость; Дж. Ролз "Теория справедливости".................129 Раздел 2. НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................148 2.1. Архаическая нравственность.......................................................154 2.2. Древние своды законов и моральных обязанностей...................170 2.3. Гражданская мораль и нормы права в античную эпоху.............182 2.4. Паулинизм. Этика любви.............................................................203 2.5. Монашеский идеал.......................................................................212 2.6. Рыцарский нравственный идеал..................................................231 2.7. Феодальное право и нравоучения русского средневековья............................................................................................242 2.8. Мещанство....................................................................................249 2.9. Принципы этики прав человека..................................................262 Раздел 3. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ.......................................................273 3.1. Метафизика и этика.....................................................................274 3.2. Язык морали.................................................................................286 3.3. Обоснование морали....................................................................302 3.4. Гуманизм: идея личности в этике................................................322 3.5. Моральная мотивация..................................................................346 3.6. Нормы морали..............................................................................361 Раздел 4. МОРАЛЬ И НАСИЛИЕ.....................................................371 4.1. Понятие насилия...........................................................................372 4.2. Философские и моральные оценки войны.................................393 4.3. Терроризм и мораль.....................................................................406 4.4. Смертная казнь.............................................................................425 4.5. Эвтаназия......................................................................................437 4.6. Императив ненасилия...................................................................448 В современной этико-педагогической литературе, рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном две полярные позиции: 1. Авторитарное, акцкентированно патерналистское понимание воспитания как воздействия извне; 2. Гуманистический подход, рассматривающий воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят внутри сознания личности. В первой модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет (отца, лидера, учителя, руководителя и т.д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому как наиболее полно воздействовать на воспитуемого. В этой парадигме воспитания объект воспитательного воздействия личность унифицируется, обедняется, усредняется, обезличивается. Личность подгоняется под готовые клише, образцы, модели, стандарты. В словаре такого понимания воспитания поведение характеризуется через позиции типа: нормальное девиантное, адаптированное неадаптированное, лояльное нелояльное, приличное неприличное, конфликтное неконфликтное. Независимо от того, в каком конкретном социальном пространстве семье, церкви, школьной среде, государстве и т.д. данная модель воспитания осуществляется, его главным недостатком является забвение интересов личности, что приводит к конфликтам, отчуждению, замкнутости, бунту, возникновению несчастного сознания. Методы такого воспитания наказание (вплоть до физического), бойкот, остракизм, отлучение, дрессура и т.д. Результатом является человек, представляющий собой роботизированного индивида, конформиста, ориентированного на социальное одобрение, престиж, рабски копирующий принятые в обществе нормы и правила поведения и этикета. Переход от авторитарно-репрессивного к гуманистическому видению воспитания означает, что главным звеном воспитательного процесса становится сам воспитуемый; что необходим учет индивидуально-личностных способностей и задатков, неповторимых особенностей личности, что задача процесса воспитания развить все лучшее, что заложено в индивиде от природы, обеспечить его расцвет, всестороннее и гармоничное развитие. Гуманистическая модель воспитания ориентирована в первую очередь на изучение и обогащение внутреннего мира воспитанника, учитывает его индивидуальные особенности и опирается на его самостоятельные духовные усилия. Мир детства, возрастной период юности и молодости, приобретают при этом высокий ценностный статус как лучшее время...
Другие файлы:

Высшие моральные ценности и основные категории этики
Моральные ценности и нравственные идеалы. Особенности категории этики. Справедливость как нравственный смысл норм права в деятельности сотрудников орг...

Профессиональная этика юриста
Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международ...

Категории этики (эпоха античности – современный период)
Основные понятия этики и составляющие теории этической науки. Марксистская этика и ее система категорий в соответствии с историко-материалистическим п...

Пути и вехи. Русское литературоведение в двадцатом веке
Книга Д.М. Сегала, одного из активных участников структурно-семиотического движения в литературоведении, раскрывает перед читателем основные вехи в ис...

История социологии, ее основные понятия
Основные понятия и предмет социологии, основные вехи ее развития. Первые социологи античности. Классическая западная социология. Особенности учений Ко...