Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Концепция творения, место и роль человека в мире Природа человека

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
СодержаниеСодержание...2Введение...3Источники...7Сочинения Максима Исповедника...7Биографические материалы...11Историография...14Глава 1...28Портрет Максима Исповедника на фоне эпохи...28Детство, годы учения и монашества Максима Исповедника (580-626 гг.)...28Религиозная политика Ираклия. Первый этап монофелитских споров...38Противоборство религиозной политике Ираклия. Переход от моноэнергизма кмонофелитству...49Глава 2...63Человек в системе взглядов Максима Исповедника...63Концепция творения, место и роль человека в мире...64Природа человека...74Первоначальное состояние человека...75Грехопадение человека и человеческая природа...78Части человеческой природы...83Восстановление падшего человека...83Эсхатология Максима Исповедника и проблема апокатастасиса...89Познавательные способности человека...94Глава 3...100Общество в системе взглядов Максима Исповедника...100Общественная стратификация...100Взаимоотношения светской и духовной власти в богословской системе МаксимаИсповедника...106Византийская политическая мысль о соотношении светской и духовной власти... 111...Не пристоит алтарю...132Знаки царства - порфира и венец...132Знаки священства - омофор и евангелие...143...после архиереев, дьяконов и всего священнического чина вместе с мирянамиупоминаются цари...145Мелхиседек и император...147Взгляды Максима и теория «симфонии властей»...149Экклесиологические аспекты монофелитства и конфликта Максима Исповедника игосударственной власти...153Историческое время и вечность у Максима Исповедника...158Иллюстрации...167Заключение...178Список использованных источников и литературы...180ВведениеВ последние годы в отечественном византиноведении в центре внимания исследователей оказались многие области духовной и интеллектуальной истории Византии, которые прежде в течение нескольких десятилетий за редким исключением оставались вне рамок работ историков. В первую очередь сюда можно отнести историю религиозной мысли и церкви в Византии, исследования сознания людей. Как писал по этому поводу И.В. Кривушин: «До недавнего времени внимание отечественных ученых сосредоточивалось преимущественно на проблемах «реальной» истории, особенно на проблемах истории экономических и политических институтов общества, тогда как проблемы духовной истории человечества оказывались оттесненными на периферию исследований» '. Вместе с тем, вряд ли у кого-то возникнет сомнение по поводу того, что именно в сфере религии и церкви, религиозной мысли и церковного искусства Византия оставила наиболее значимый след в истории человечества. Тем более непропорциональными выглядят достижения исторической науки в изучении интеллектуальной истории Византии, в особенности, в сравнении с изученностью интеллектуальной истории средневекового Запада. На это указывал ещё в 50-е годы известный ученый и теолог И. Мейендорф 2. В настоящее время историография все более обращается именно к исследованию сознания людей различных исторических эпохВажнейшими же с нашей точки зрения составляющими как общественного, так и индивидуального сознания являются представления о человеке, обществе и истории. Эти воззрения относятся к разряду тех представлений, что с течением времени претерпевают значительные изменения. Образ человека и образ общества в сознании людей каждой исторической эпохи представляют несомненный интерес, поскольку позволяют понять мысли людей прошедших эпох о самих себе и обществе, в котором они жили, исторической перспективе человечества.Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. С. 5.2 Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. Изд. 2-е, испр. и доп. для рус. пер. / Пер. Г.Н. Начинкина под ред. И.П. Медведева и В.М. Лурье. СПб., 1997. С. I.В произведениях патристики вопросам антропологии, или учению о человеческой природе, отводилось значительное место, поскольку для христианских богословов антропология была важнейшей богословской дисциплиной. Говоря словами уже упомянутого И. Мейендорфа, «для греческих отцов «теология» неотделима от антропологии3». Отцы Церкви уделяли пристальное внимание изучению таких аспектов антропологии, как происхождение человека, состав человеческой природы, способности человека и др. Все эти проблемы разрабатывались, в тесной связи с догматическим и нравственным вопросами христианского вероучения. В патриотической науке даже высказывалось мнение о том, что антропология восточных Отцов Церкви коренится в учении о Святой Троице, и основные понятия и идеи антропологии получили свое развитие и детальную проработку первоначально именно в учении о Святой Троице и христологии. Так В.Н. Лосский писал, что понятие личности было сформулировано каппадокийцами в рамках учения о святой Троице4. Первоначально используемое для выявления в Боге личностного ипостасного бытия - лиц Троицы и общей для всех лиц природы. Затем понятийная пара личность-природа была перенесена на человека, как сотворенного Богом по своему образу и подобию. Позднее было разработано и третье фундаментальное понятие - энергия, законченную проработку которого осуществил в XIV в. Григории Палама5. По удачному выражению современного греческого патролога X. Яннараса: «В этих трех фундаментальных категориях природы, ипостаси и энергий исчерпывающе выражено богословское понимание способа существования Бога, мира и человека» 6.В тесной же связи с антропологией находилось и христианское понимание общества и социальных проблем. Основанием для разрешения богословами множества социальных...
Другие файлы:

Онтологическая ситуация человека в мире
Природа реальности и место в ней человека в христианской и буддийской доктринах. Сокращение дистанции между человеком и Богом, характеристики бытия. О...

Концепция антропосоциогенеза как концепция космического и земного
Вопросы происхождения и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире. Гипотезы возникновени...

Религиозно-философская антропология И.А. Ильина в истории русской философии XX века
Человек, его сущность и назначение, место и роль в мире согласно философской антропологии И.А. Ильина. Природа человека, связь тела, души и духа. Проб...

Концепция человека Эриха Фромма в философской антропологии
Природа человека и парадокс его бытия. Источники движущих человеком сил. Проблема бессознательного в учении Фромма. Причины и механизмы "бегства от св...

Философская концепция человека в текстах Ветхого Завета
Двойственность человеческой натуры: человек как духовно-телесное существо. Духовная природа человека и ее компоненты: дух, душа, сердце. Человек как о...