Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по использованию методики т. Я. Фроловой в преодолении психологической интерференции при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
МОУ «Первоцепляевская средняя общеобразовательная школаШебекинского района Белгородской области»Методические рекомендацииПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИКИ Т.Я.ФРОЛОВОЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Подготовили:учитель русского языкаТеплоухова Н.Н.,зам.директора по УВРМальцева И.А. 2010г.Единый государственный экзамен по русскому языку – это достаточно сложное испытание для выпускников общеобразовательных учреждений. И чтобы его выдержать достойно, необходимо со всей ответственностью и серьезностью отнестись к подготовке к данному экзамену. Такая подготовка, по моему мнению, начинается уже в четвертом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. Первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме. Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.Уровень грамотности выпускников - вечный предмет сетований и нареканий. Каждый год учителя русского языка выпускного класса ищут разнообразные формы, методы работы для успешной сдачи их учащимися ЕГЭ. Хотя прошло немного времени, но каждый учитель на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся добиться успехов на экзамене. Я хочу поделиться своим опытом работы по данной теме. Почему дети не усваивают материал? Или, казалось бы, хорошо изученный материал вдруг начинают путать, писать слова на изученную орфограмму с ошибками?Одна из причин – психологическая интерференция: сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним. Предпосылки, провоцирующие интерференцию, заложены и в канонических формулировках орфографических правил, и в сложившейся системе изучения русского языка, и в самой структуре русской орфографии. Так, например, на один общий сигнал «шипящий на конце слова» в русском языке существует 8 правил.Еще одной причиной снижения уровня подготовки по предмету служит сокращение часового наполнение преподавания предмета в старших классах.Следовательно, возникает противоречие между современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы и логикой построения программного материала. Кроме того, важнейшим условием успешного обучения является заинтересованное отношение школьника к предмету. Оно складывается из нескольких составляющих: личности самого педагога, способного увлечь своим предметом, разнообразия и эффективного использования форм и методов обучения.Я применяю на уроках русского языка метод Т.Я. Фроловой «Преодоление психологической интерференции при выработке навыков правописания». Методика Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения.Общие сведения о методе.• Все орфографические правила, изучаемые по школьной программе, обобщены в 12 тем по общему опознавательному признаку орфограммы.Простое правило, входящее в состав сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи, что предотвращает интерференцию, т.е. смешение результатов при применении правила.Алгоритм применения обобщающего правила не превышает 3-х шагов, что позволяет легко запомнить порядок его применения, сделать оперативным самоконтроль.• Все сводные правила подстрахованы мнемотехническими приемами (четверостишиями), обеспечивающими легкое запоминание.У каждого ребенка разный способ восприятия учебного материла. Это объясняется его физиологическими особенностями. Для правополушарных детей нужна образность, для левополушарных – логика.Опорные материалы для логиков – алгоритм-формула (условное обозначение и последовательность действия), для правополушарных – воспроизвести правило на основе рисунка-образа.Например, тема «Правописание О-Ё после шипящих» изучается в 4,5,6,7 классах, причем это касается каждой части речи, следовательно, у ребенка в голове царит полнейший хаос: попробуй удержи в памяти 8 взаимоисключающих правил.Прежде всего, мы должны выработать у ребенка опознавательный знак орфограммы, т.е. в перспективе важный элемент орфографической зоркости. Научить видеть орфограмму: жучок о/ёшорох о/ёЗатем, даем блок правил «Правописание О-Ё после шипящих». Чтобы усвоить это правило, достаточно уметь определять, где находится орфограмма: под корнем или за корнем, т.е. должен выработаться опознавательный знак орфограммы. Усвоив это, можно переходить непосредственно к блоку. Все правила можем представить в виде вот такой схемы:
Другие файлы:

Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Уважаемые коллеги!

Методические рекомендации по подготовке выпускников 9-х классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме Подготовила М. А. Хижняк

ГИА-2010. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
Самара: Офорт, 2010. - 128 с. Предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и адресовано...

ГИА 2013. Русский язык. Тренировочные задания.
М.: 2012. - 144 с. Издание адресовано выпускникам 9-го класса и предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестац...

ГИА-2013. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий.
М.: 2013. - 96 с. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий по русскому языку содержит 10 вариантов типовых тестовых задани...