Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации для преподавания экологии в 5 7 классах с помощью Комикса Л. Ердаков, В. Свиньин, Т. Янушевич «Звери у себя Дома» (экология в картинках)

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Л.Н.Ердаков, Н.Л.ЧубыкинаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДля преподавания экологии в 5 – 7 классах с помощьюКомикса Л.Ердаков, В.Свиньин, Т.Янушевич «Звери у себяДома» (экология в картинках)Новосибирск 1999Экология в иллюстрациях(факультативный курс 5 – 7 кл., 76 ч.)Пояснительная запискаЦель курса – познакомить школьников в доступной форме с основными понятиями экологии, не утратив при этом корректности экологического построения. Дать основу правильного восприятия окружающей среды и тем самым инициировать развитие экологического мышления.Задачи сводятся к следующим:
  • познакомить с принципами адаптации живых организмов к условиям среды (аутэкология);
  • дать представление о популяционных механизмах регуляции;
  • рассмотреть важнейшие вопросы биоценологии: конструкции экосистем, их функционирования и эволюции;
  • обучая экологии, дать возможность ребенку применить свою фантазию и промоделировать основные экологические процессы;
  • показать, что человек и его общество – тоже часть биосферы и, обсуждая конкретные экологические процессы, оценивать участие в них человека и его воздействие на экосистемы.
  • Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности, материал в процессе обучения лучше всего предлагать в игровой форме, либо в форме диалога нескольких персонажей. В предлагаемом пособии создано три персонажа. Один из них мальчик, своими вопросами ставит экологические проблемы. Ответы на вопросы и решения проблем происходит двояко: носителем «здравого» смысла и профессионалом экологом. Здравый смысл нередко дает ошибочные, хотя и общепринятые объяснения и суждения. Более точно решает проблемы профессионал, а школьник обучается на этой борьбе мнений. В целом курс будет способствовать:
  • углублению и расширению имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
  • формированию экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, то есть с самим школьником, как частью природы;
  • воспитанию экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
  • Для облегчения преподавания экологии в средних классах сделана методическая разработка для каждого занятия по специальному учебному пособию *, иллюстрацией занятия становится соответствующая страница этого пособия. * Ердаков Л., Свиньин В., Янушевич Т. Звери у себя дома (экология в картинках). Новосибирск. 1994.Преподаватель при этом не следует кабально инструкциям и вопросам почасовой разработки уроков, а принимают ее как канву в соответствии с собственной информированностью и индивидуальными особенностями. Форму самостоятельной работы (для каждого занятия такие работы оговорены) преподаватель выбирает по своему усмотрению.ПРОГРАММАВведение (2 ч.)Что такое экология? Соответствие организма своей среде обитания. Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний. Изучение потребностей живых организмов.
  • Факторы среды, аутэкология (10 ч.)
  • Температура, ее воздействие на организм. Как организм справляется с жарой и как он ее избегает? Разнообразие приспособлений к холоду. Терморегуляция организма физическая и химическая. Влажность среды, ее колебания. Совокупность сухости и жары. Снег в жизни организмов. Способы запасания и расходования воды животными и растениями.Совместное действие факторов. Безводье и бескормица. Соленость и температура, засуха и азотное питание растений. Соотношение холода и ветра, жары и ветра.
  • Экологическая ниша (16 ч.)
  • Пищевая специализация – хищные, растительноядные, всеядные животные. Трофические группы организмов и пищевые цепи.Конкуренция за пищу, за место. Стено- и эврифаги, специализация, связанная с питанием. Экологическая валентность. Специализация конкурентов и конкурентное замещение. Оценка ширины экологической ниши.Экологическое смещение признаков. Сосуществование экологически близких видов, варианты расхождения видов по разным характеристикам экологической ниши. Очередность питания и активности у конкурентов, как возможное смягчение конкурентной напряженности.Акклиматизация. Пустующие экологические ниши. Экологическое высвобождение. Варианты успешной и неуспешной акклиматизации.
  • Межвидовые отношения (18 ч.)
  • Отношения типа «хищник-жертва». Работа хищника. Необходимость хищников в природе. Утрата видом-жертвой всех его хищников. Примеры таких событий в России и в мире.Паразитизм. Отличия паразита от хищника. Разнообразие паразитов в природе. Функционирование системы «паразит-хозяин». Паразитоиды и суперпаразиты.Классификация животных по питанию. Истинные хищники, пастбищники (меротрофы). Представления о цепях и сетях питания.Приспособление организма к защите от хищника. Покровительственная окраска, мимикрия, предупредительная и расчленяющая окраски. Яды, быстрые ноги, рога, шипы и острые зубы у организмовМутуалистические отношения. Совместное питание, очистка от паразитов, общность территории и даже гнезда, защита от врагов, помощь в миграциях.
  • Учение о популяции (6 ч.)
  • Определение популяции. Одинаковый набор наследственных признаков, фенотипическая однородность. Общность территории и свобода скрещивания.Структура и состав популяции. Половая и возрастная структуры популяции. Внешние регуляторы плотности популяции, внутрипопуляционные механизмы регуляции. Демографический способ регуляции численности, физиологические ее регуляторы (стресс-реакция).
  • Биоценология (24 ч.)
  • Биоценоз и биотоп. Популяции, обитающие вместе. Популяции, зависящие друг от друга. Разные биотопы – различные биоценозы. Определение биотопа, биоценоза, экосистемы.Межпопуляционные связи. Трофические связи: пищевые сети экосистемы, их сложность. Растения и их опылители. Межпопуляционные связи и требования различных организмов к среде обитания. Требования к среде у человека. Дарвиновская зависимость как иллюстрация сложности и многообразия связей в экосистеме.Экологическая сукцессия (биография соснового бора). Пионерные сообщества в автогенной сукцессии. Микробные сообщества на поверхности камня. Грибы и лишайники на скале. Накопление органического вещества.Интенсивное почвообразование. Последующие стадии сукцессии. Моховое сообщество на смену лишайникам. Появление и развитие разнотравного луга, формирование почвенного слоя. Кустарниковая пустошь, замедление почвообразования.Заключительные стадии сукцессии и климакс. Смешанный лес и лес хвойный. Формирование основного слоя органики над почвой. Климаксное сообщество – спелый сосновый бор – заключительная стадия в серии. Экологическая сукцессия – эволюция биоценоза.
    Другие файлы:

    Методика преподавания физики в 8—10 классах средней школы
    В книге освещены общие вопросы методики преподавания физики в VIII— X классах средней школы, даны методические рекомендации по преподаванию механики в...

    Что за чудо - эти звери!
    Все звери наших замечательных художников— Васнецова, Мавриной, Чарушина— живут в детских книгах, в альбомах, на картинках. Живут тебе на радость и уди...

    Методика преподавания раздела "Декоративно-прикладное творчество" по программе "Технология. Обслуживающий труд"
    Проблемы методики преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе. Содержание и методика преподавания раздела "Декоративно–прикладное...

    Методические особенности изучения темы "Информационные системы" в классах с гуманитарной направленностью (тестирующие программы)
    Особенности преподавания темы "Информационные системы" в классах с гуманитарной направленностью, основные определения и стандарты. Анализ электронных...

    Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе
    Анализ теоретических вопросов школьного краеведения и характеристика основных методов и форм осуществления краеведческого подхода в преподавании эколо...