«Понятие “обратная связь”. Игры, направленные на получение обратной связи»
Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской Государственный Университет».Факультет психологии и социальной работы.Реферат на тему: «Понятие “обратная связь”. Игры, направленные на получение обратной связи».Выполнил студент Золотёнкова А.А.Проверил преподаватель кафедры клинической психологии Шаева В.Н.Тверь 2007Понятие “обратная связь” Обратная связь - это вербальный или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий ответом на инициирующее высказывание или поведение. Влияние обратной связи сказывается на том, какая информация передается, какие средства используются для ее передачи, как воспринимается сообщение. Поэтому она имеет сигнальную функцию. С другой стороны, получая обратную связь, мы можем изменить смысл и характер сообщения с тем, чтобы добиться большего взаимопонимания. В этом случае обратная связь имеет коррективную функцию. Количество и качество обратной связи влияет не только на процесснепосредственной коммуникации, но и влияет на характер дальнейших взаимоотношений партнеров. Поэтому имеет смысл говорить об обратной связи как условии эффективной коммуникации. Внимание к тому, какой эффект ваша обратная связь имеет на партнера и на вас самих, как она способствует достижению целей коммуникации, является одним из компонентов профессиональной компетентности в общении. Обратная связь может быть директивной (оценочной) и недирективной (безоценочной). Директивная обратная связь основана на выражении собственной позиции и взглядов. Она используется тогда, когда мы хотим, чтобы наша точка зрения оказала влияние на образ мыслей или поведение партнера. Здесь надо помнить о том, что оценка, критика и даже похвала затрудняют самовыражение, приводят в действие механизмы психологической защиты. Непременное условие употребления директивной обратной связи - полное понимание обращенного к вам высказывания и обстоятельств, в которых оно сделано. Оценочное высказывание (если оно необходимо) следует сделать по возможности неопределенным, звучащим как выражение вашей собственной системы взглядов или ценностей, не приговор. Целесообразно при этом указать причины, которые привели вас к тому или иному оценочному выводу. Цель недирективной обратной связи - создать у партнера ощущениепсихологического комфорта, дать ему возможность свободно продолжать высказывать свои мысли. Безоценочность обратной связи достигается отсутствием в ней мнений или взглядов, особенно выраженных в категоричной форме. Безоценочная обратная связь применяется, по крайней мере, в двух случаях:1) если мы хотим узнать больше, получить нужную информацию;2) если хотим дат возможность партнеру обдумать ситуацию, высказать собственную идею или решение. В первом случае средствами обратной связи являются соответствующим образом сформулированные вопросы и невербальные сигналы, демонстрирующие заинтересованность. В этих же случаях целесообразно прибегать к перефразированию, воспроизведению смысла выражаемого собеседником. Безоценочная обратная связь ведет к созданию атмосферы психологической поддержки, делает общение более открытым. Она используется и как “разведка” состояния партнера, и как средство помочь ему справиться с его раздражением, неуверенностью и т.п.Игры, ориентированные на получение обратной связиСпособов, обеспечивающих подачу обратной связи, существует большое количество. Все зависит от изобретательности ведущего и особенностей группы. Возможно, участники предпочитают вербальные средства взаимодействия, а может быть, для них проще делиться обратными связями невербально. Ведущий, кстати, вовсе не обязан идти на поводу группе и облегчать ей жизнь. Порой нужно поступать вопреки её желаниям: так, излишне разговорчивой группе, склонной к интеллектуализированию и несколько отвлеченным абстрактным рассуждениям, бывает полезно подкидывать упражнения, ориентированные на развитие неречевых способов взаимоде...