Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические указания к изучению дисциплины “Фотожурналистика” Тема Исторические и социально-эстетические предпосылки возникновения фотографии По этой теме читаются две лекции

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Методические указания к изучению дисциплины “Фотожурналистика”Тема 1. Исторические и социально-эстетические предпосылки возникновения фотографииПо этой теме читаются две лекции.Лекция первая - обзорная: «Фотографическое творчество в системе диахронной и синхронной социальной коммуникации».В ней пойдет речь о социально-культурной и научно-технической коммуникации как основе развития человеческого общества.Понятия диахронной (из прошлого в будущее) и синхронной (в рамках одного исторического периода) коммуникации. Историческая необходимость и объективная закономерность возникновения фотографии как нового прогрессивного средства визуальной коммуникации путем диахронной или же синхронной передачи запечатленного (от слова “печать”) мгновения. Гипотеза об этимологии слова “мгновение” как “миг” и “новение”, лингвистически подтверждающая философскую трактовку движения как непрерывного ряда сохраненных и несохраненных покоев. Понятия изменчивости и самотождественности нового факта, события, просто “нового” в философском понимании. (См.: В.М.Березин. Теория массовой коммуникации. М., 1997, с.20-23). Отсюда - вывод о взаимодополнительности и объективной необходимости двух на первый взгляд несовместимых обстоятельств. Первое отмечено в аксиоме Гераклита (все в мире изменяется), второе - в аксиоме Парменида (подлинное бытие самотождественно, устойчиво и неизменно). Как отмечает А.И.Ракитов “признание фундаментальности изменчивости и самотождественности позволяет понять, какой смысл придается отражению в информационной эпистемологии”, то есть - в информационной теории познания. (См.:А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М., 1991, с. 152-. также: Б.М.Сапунов. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998). Отсюда - следующий вывод , касающийся понятия информации как особого способа передачи любых изменений.. Фотоинформация - это технически усовершенствованный по сравнению с изобразительным искусством визуальный способ передачи любых изменений..Далее надо разобраться, как фотографическое фиксирование любых изменений становится фотографическим творчеством, другими словами, представляет собой феномен не только лишь технической культуры человека, но и эстетической, нравственной, политической культуры.(См.: С.Морозов. Творческая фотография. М., 1989; Г.К.Пондопуло. Фотография и современность. М.,1982; а также разработки последующих лекций данного курса).Необходимо уяснить, что прямолинейного прогресса - от худшего к лучшему - в трех вышеназванных областях человеческой деятельности, в отличие от технических достижений человечества, в истории не бывает. Да и технические новшества и открытия все чаще являют свою антигуманную сущность. Пусть и не в порядке обязательного чтения, а факультативно, надо ознакомиться со взглядами русских философов - С.Л.Франка, Н.Бердяева, П.Сорокина, а также зарубежных - О.Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассет и др. на проблемы духовных и культурных кризисов человечества, исторически связанных, во многом, со стремительным развитием технической цивилизации.С.Л.Франк, например, в книге “Сумерки кумиров” писал, что в каждую эпоху есть свои представления о добре и зле, о культуре и антикультуре, о вере и истине. Мы должны, - считает С.Л.Франк, - вернуться от туманного и расплывчатого понятия культуры к более коренному и простому понятию жизни и ее вечных духовных нужд и потребностей. (См.: Е.Н.Некрасова. Русская философия о культурном кризисе в России. // Вестник РУДН. Сер. “Философия”, 1997, №1, с.94).Фотография тогда становилась фототворчеством, искусством, когда обращалась к самой жизни человека, ее многочисленным проявлениям, счастливым и горестным, героическим и трагическим. (Cм. Барт Ролан. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997).Литература по теме лекции:Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.Барт Р. Статьи “Предвыборная фотогения” и “Фотошоки” в книге : Р.Барт, Мифологии. М., 1996, с. 147, 201. Он же. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997. Бердяев Н.А. Главы XII “Творчество и общественность”, XIV “Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение” работы “Смысл творчества” в книге Н.А.Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.1. М., 1994, с.257-262,296-311.Березин В.М. Теория массовой коммуникации. Тексты вводных лекций. М., 1997.Каган М.С. Глава “Языки культуры как семиотическая система” в книге: М.С.Каган. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996, с.269-300.Морозов С. Творческая фотография. М.. 1989.Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М., 1982.Ракитов А.И. Глава “Философия прогресса в контексте компьютерной революции” и раздел “Отражение, информация, знание” в книге: А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М.. 1991, с. 50-74, 151-162.Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998.Тынянов Ю.Н. Раздел о фотографии из статьи “Об основах кино” в книге: Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977, с.335-336.Франк С.Л. Сумерки кумиров.// Сочинения. М., 1999. С. 143-144.Лекция вторая: “Появление и развитие фотографии как исторического документа, научного доказательства и художественного произведения”.Фотография выделяется в самостоятельное средство коммуникации, не массовое до определенного периода, уже на первых порах своего возникновения и развития. В лекции дается краткая история попыток нанесения и сохранения изображения на материальных носителях: . - открытие фотографии (“светописи”) на серебряной пластинке (дагеротипия) и на светочувствительной бумаге (калотипия). Первооткрыватели фотографии - Ж.Ньепс, Л.Дагер, Ф.Тальбот. Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения в качестве памятного документа, научного инструментария и доказательства, бытового и исторического портрета, а также произведения изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например, видовая фотосъемка географов и этнографов нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем становилась историческим документом. Англичанин Ф. Фрит со своим фотографическим оснащением прошел от дельты Нила и первый сделал снимки египетских пирамид. Его коллеги из других стран привозили снимки из Китая, из Америки во время Гражданской войны, с баррикад Коммуны, с Крымской войны. Индивидуальные и групповые фотопортреты, снятые в частных, бытовых целях, становились со временем научным и документальным свидетельством эпохи.Однако на Всемирной выставке . фотография была включена в отдел «Философские инструменты, а в . - в отдел «Машиностроение» (См.: Фотография. 1972, №4, с. 64).Неоценимый вклад в развитие фотографии внесли российские изобретатели и фотохудожники. Иногда они совмещали в себе оба таланта - изобретательства и фототворчества. Это - А.Ф.Греков, С.Л.Левицкий, А.О.Карелин и др. Обширную информацию по теме можно получить в книге С.Морозова. Особое внимание необходимо уделить подразделу “Фотография и изобразительное искусство: общие и отличительные принципы и черты”. Не будучи хотя бы в общих чертах знакомым с эстетическими принципами изобразительного искусства, с методами построения рисунка на картинной плоскости, понятиями линейно...