Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентовпо предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»преподаватель: Сорокина Н.К.Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогикиРГПУ им. А.И.Герцена Сомкова О.Н.2008Пояснительная записка.Методические рекомендации для самостоятельной работы по предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» предназначены для студентов очного отделения (4,5 курс на базе 9 классов и 2, 3 – на базе 11 классов) по специальности 050704 «Дошкольное образование» с дополнительной подготовкой в области речевого развития детей. Данные рекомендации составлены с учётом Государственного образовательного стандарта профессионального образования нового поколения для обучения студентов педагогического колледжа и рабочей программы «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению.Целью данного пособия является оказание помощи студентам в самостоятельной подготовке по вопросам содержания и организации коррекционной речевой работы с детьми дошкольного возраста.Тематический планРаздел первый. Теоретические основы логопедии.Тема: Введение в логопедию.Задачи. Ознакомление с закономерностями формирования речи, её нарушениями и методами коррекции.Программное содержание.Предмет, методы, задачи логопедии.Анатомо-физиологическая и психолингвистическая характеристика речи.Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение. Влияние речевого развития на психические процессы. Закономерности формирования речевых умений и навыков в нормальных и атипичных условиях. Этапы формирования речи у детей.Логопедия как наука, её взаимосвязь с другими науками. Задачи логопедии. Общее понятие о речевых нарушениях, сведения об их распространённости в дошкольном возрасте. Физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей. Недостатки речи функционального и органического, центрального и периферического характера. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.Основные понятия: алалия, алексия, артикуляция, асфиксия, афазия, афония, брадилалия, центр Брока, центр Вернике, дислалия, каппацизм, логопедия, ламбдацизм, пренатальный период, ротацизм , сигматизм, фонетико-фонематическое недоразвитие, этиология, язык.Литература для изучения:
  • Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина Основы логопедии. М. 1989, глава 1.
  • Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М. 2003.
  • М.А.Поваляева Справочник логопеда. Ростов-на-Дону.2002.
  • Понятийно-терминологический словарь. Под ред. проф. В.И.Селиверстова. М.1997.
  • Хрестоматия по логопедии. Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова М.1997.Т 2.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Что является предметом логопедии?
  • Чем отличаются истинно речевые нарушения от временных недостатков речи?
  • Какие дефекты речи являются наиболее сложными: органические или функциональные? Обоснуйте выводы.
  • Какова функция центрального речевого аппарата и его отделов?
  • Какие органы речевого аппарата являются подвижными, а какие неподвижными?
  • От каких факторов зависит полноценное формирование речи детей?
  • Раскройте клинико-педагогическую и психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений.
  • Отчётность по данной теме:
  • Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах их преодоления. / Хрестоматия по логопедии. Т.2 под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова М.1997. тезисы.
  • Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии. / Хрестоматия по логопедии. Т.1 под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова М.1997. конспект
  • Контрольная работа.Раздел второй. Практикум по звукопроизношению.Тема: Дислалия.Задачи. Ознакомление с типичными формами нарушений звукопроизношения и их причинами. Вооружение основными навыками выявления у детей недостатков звукопроизношения.Программное содержание. Характеристика фонем русского языка по месту и способу образования, по участию голоса, по наличию или отсутствию дополнительного подъёма средней части спинки языка. Возрастные особенности развития правильного звукопроизношения у детей до пяти лет. Понятие о недостатках звукопроизношения у детей. Причины их возникновения. Функциональные и органические (механические) дислалии.Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замена, смешение, искажение), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твёрдости согласных). Способы и приёмы выявления недостатков звукопроизношения у детей.Основные этапы последовательной коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения: подготовительные упражнения, постановка правильного звука, автоматизация, дифференциация и введение звука в самостоятельную речь ребёнка.Одновременность работы над фонематическим восприятием и развитием артикуляционной моторики как ведущий принцип устранения нарушений звукопроизношения. Основные понятия: гаммацизм, дислалия, каппацизм, ламбдацизм, моторная дислалия, ротацизм, сенсорная дислалия, сигматизм, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематический слух.Литература для изучения:
  • Оганесян Е.В., Фомичёва М.Ф. Введение в логопедию. Москва-Воронеж 1996.
  • Практикум по детской логопедии. Под ред. Селиверстова В.И. М.1995
  • Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина Основы логопедии. М. 1989
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения (практикум по логопедии). М. 1989.
  • Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М. 2003.
  • Вопросы для самоконтроля:1. По каким признакам классифицируются гласные фонемы?2. По каким признакам подразделяются соглас...