Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы данные, информация. Общая характ еристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
ВВЕДЕНИЕЦели и задачи дисциплиныЦель учебной дисциплины «Информатика» – это формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, являющегося необходимой частью научного взгляда на мир, изучение современных информационных технологий, демонстрация возможности использования полученных знаний в различных сферах деятельности человека.Знание основных разделов дисциплины способствует повышению эффективности учебной деятельности студентов и их будущей профессиональной деятельности, а также положительному восприятию процесса информатизации общества.Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВ результате изучения дисциплины студенты должны:знать:– основные понятия и определения информатики – основные принципы работы современного компьютера– технические средства обработки информации– программные средства обработки информацииуметь:– использовать основные программные средства и информационные системы– моделировать различные процессы на компьютеревладеть:– способами и методами представления информации– технологиями решения задач с использованием компьютераСОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫРаздел 1Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы. данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информацииИстория развития науки и вычислительной техники. Научные деятели, внесшие свой вклад в развитие информатики. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования: понятие информации, сообщение, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации. Формы представления информации. Системы передачи информации. Меры и единицы представления, измерения и хранения информации. Системы счисления. Представление чисел в разных системах счисления. Основные понятия алгебры логики. Составление таблиц истинности для вычисления сложных логических выражений. Логические основы ЭВМ. Кодирование данных в ЭВМ. Самостоятельная работа студента (СРС) – 10 час.:– работа с учебниками: [1] – стр. 20–42, 58–61, 714–715; [2] – стр. 5–31; [6] – стр. 20–34, 82–104,108–143; [7] – стр. 74–103, 122–146– работа с электронными учебниками [8]–[12]– работа с конспектом лекций.Раздел 2Технические средства реализации информационных процессовИстория развития ЭВМ. Основные этапы развития вычислительной техники. Архитектура ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера. Центральный процессор. Системные шины и слоты. Расширения. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики.Самостоятельная работа студента (СРС) – 10 час.:– работа с учебниками [1]: стр. 44–50; стр. 58–61; стр. 71–100; [2]: стр. 3–61; [6]: стр. 16–47, 68-76; [7]: стр. 16–37, 508–509;– работа с конспектом лекций.Раздел 3Программные средства реализации информационных процессовОбщая характеристика системного и служебного программного обеспечения. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики. Понятие и назначение операционной системы. Разновидности операционных систем. Интерфейс ОС Windows. Файловая система ПК. Имя файла. Типовые расширения. Шаблоны имен. Служебное (сервисное) программное обеспечение. Файловая структура операционных систем. Определение файла. Имя файла. Типы файлов и расширений. Основные характеристики файла. Каталог (папка). Путь к файлу. Операции над файлами и каталогами. Размещение файла на диске, таблица FAT.Общая характеристика прикладного программного обеспечения. Классификация прикладного программного обеспечения. Виды машинной графики. Обзор возможностей основных графических редакторов. Программное обеспечение для обработки текстовых данных. Обзор возможностей основных текстовых редакторов. Электронные презентации. Электронные таблицы. Общее понятие о базах данных и базах знаний. Модели данных в информационных системах. Реляционная модель базы данных. Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта. Базы знаний. Экспертные системы.Основные приёмы работы с окнами и файлами в операционной системе WINDOWS. Назначение основных элементов рабочего стола. Знакомство с окнами на примере программы калькулятор. Вычисления в основных системах счисления с использованием инженерного калькулятора. Каталоги. Дерево каталогов. Варианты упорядочения данных в папках. Манипуляции с окнами, ярлыками, файлами и папками в среде Windows. Открытие, копирование, перемещение, переименование, удаление файлов и папок. Создание новых файлов и папок. Поиск файлов и папок. Работа с программой «проводник».Работа в графическом редакторе Paint. Знакомство с основными инструментами растрового редактора. Обзор возможностей векторной графики на примере графического редактора WORD. Возможности манипуляций с изображениями, созданными в разных редакторах.Приёмы набора те...