Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические указания к проведению семинарских занятий для студентов всех специальностей дневной формы обучения Одобрено

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюСаратовский государственный технический университетБалаковский институт техники, технологии и управления Русский язык для профессионального общения Методические указания к проведению семинарских занятий для студентов всех специальностей дневной формы обучения Одобрено редакционно-издательским советом Балаковского института техники, технологии и управленияБалаково 2009Введение Одной из актуальных задач современной высшей школы является воспитание и формирование всесторонне развитой личности, обладающей потенциалом гуманитарной культуры, необходимым компонентом которой является речевая культура. В последние годы особо важным становится обучение эффективному деловому общению, что связано, с одной стороны, с востребованностью в обществе таких специальностей, для которых деловое речевое общение является профессионально значимым, и, с другой стороны, необходимостью знать и применять практические законы делового общения, иметь навыки соответствующих речевых умений. Обучение речевому профессиональному и деловому общению - одна из задач подготовки будущих специалистов в современном вузе. Дисциплина «Русский язык для профессионального общения» изучается студентами 1 курса всех специальностей. Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о языке как феномене культуры и о специфике культуры речи, обучение навыкам эффективной коммуника-ции в различных условиях общения, раскрытие многообразия стилистических возможностей русского языка, повышение общей, профессиональной речевой культуры. К основным задачам курса, обусловленным спецификой гуманитарного образования, относятся:
  • знакомство со спецификой устной и письменной речи; повышение уровня культуры деловой речи и речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
  • изучение стилей русского языка;
  • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
  • формирование языковых социокультурных знаний в области коммуни-кативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербаль-ные и невербальные средства коммуникации);
  • - формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации;
  • обучение профессиональному общению в области избранной специальности.
  • Структура методической разработки соответствует требованиям федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по инженерным и техническим специальностям по циклу «Общеобразовательные дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Методические указания содержат вопросы к семинарам, методические ориентиры для подготовки к занятиям, перечень тем докладов, сообщений, а также списки рекомендуемой дополнительной литературы по темам семинаров для обсуждения в аудитории. Полужирным курсивом выделены опорные понятия дисциплины. Методические разработки включают контрольные и справочные материалы для практикума и примеры их выполнения, а также приложения, включающие теоретические справки для самостоятельной работы студентов. При работе с научным текстом следует обратить внимание на некоторые особенности деления текста с учетом логических правил. Рассуждения должны быть короткими и ясными. Выводы - обоснованными, отражать научную новизну, теоретическую значимость и практическую ценность (приложение 1). Целесообразно начинать работу по составлению лингворечевой харак- теристики друга, изучив основные вопросы к составлению языковогопаспорта (приложение 3).Учебно-тематический планПланы семинарских занятий Модуль 1. Семинар 1.
  • Язык как социокультурный феномен. Функции языка.
  • Язык как знаковая система.
  • Формы существования языка.
  • Основные понятия: речь, язык, форма речи; коммуникативная, аккумулятивная, экспрессивная, волюнтативная, когнитивная, фатическая, конативная функции языка; знаковая система, просторечие, литературный язык, классификация языков, языковые семьи, праязык, конгруэнтность. Цель: ознакомиться с определениями языка, выявить принципы выделения его функций, особенности форм существования языка. Дать представление о языке как системе знаков.Темы докладов, сообщений1. Жаргон как социальная разновидность речи.2. Диалект и его особенности.3. Проблемы двуязычия и многоязычия.Контрольные заданияЗадание 1. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами: хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит, превалировать, альянс, брифинг, гарантия, остракизм, рэкет, корректировать, сленг, девиация, миссия, сертификат, имидж, эмбарго, мандат, пролонгация, апатия, респондент, конформизм, прерогатива, инцидент, канон, конфронтация, стагнация, апатия, толерантность, санкция, вербаль