Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях Назначение психологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения (мдоу)

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Никифорова Наталья Николаевна, заведующий психолого-медико-педагогической и психологической службы Управления образования Тракторозаводского района Администрации города ЧелябинскаМетодические рекомендациипо организации и содержанию деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях*Назначение психологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Данные методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога. Педагог-психолог МДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;- психологическое обеспечение образовательных программ.Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в ДОУ, психолого-медико-педагогической и психологической службой Управления образования Тракторозаводского района Администрации города Челябинска подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ. Психологическая служба ДОУ является одним из важнейших компонентов в структуре районной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.Психологическая служба ДОУ призвана содействовать:- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;- повышению психологической компетентности педагогов;- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.Цель и задачи психологической службы ДОУЦель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.Основными задачами психологической службы в ДОУ являются: 1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.Функции психологической службы ДОУ
  • Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
  • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
  • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
  • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
  • Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
  • Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
  • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
  • Основные направления деятельности психолога ДОУПредлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки, 1 ставка и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.
    Другие файлы:

    Опыт работы методического кабинета Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 11" г. Сасово
    Обобщение опыта работы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) "Детский сад № 11". Образование педагогического состава, основные...

    Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
    Пособие рассчитано на педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Оно содержит все основные нормативно-правовые акты и информационно...

    Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных
    Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления. Деятельность психологической службы с персоналом УИС. Гуманно...

    Оценка деятельности психологической службы на предприятии
    Положения и принципы построения деятельности психологической службы на предприятии по продаже продуктов питания. Анализ и оценка работы психологическо...

    Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
    Задачи психологической практики. Организация психологической практики. Принципы организации психологической службы. Календарное планирование психологи...