Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по использованию «портфолио» идругих инновационных форм оценки достижений учащихся общеобразовательных учреждений Г. Ульяновск 2009 год

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Министерство образования Ульяновской областиУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образованияКафедра управления образованием В.А. Основина, М.А. ЕфремоваМетодические рекомендации по использованию «портфолио» и других инновационных форм оценки достижений учащихся общеобразовательных учрежденийГ.Ульяновск2009 годОглавлениеВведение Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта;- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса. В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений. В сборнике представлены материалы инновационных подходов к оцениванию достижений учащихся. Глава 1.Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария Исследования ряда работ ученых позволяют сделать вывод о том, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся. Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, являются:открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;
  • создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;
  • стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;
  • введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
  • Результаты международного исследования PISA показали необходимость изменения не только системы оценивания учебных достижений ученика. Оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь. Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях. В процессе модернизации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся в последние годы накоплен достаточно интересный опыт. Это:
  • введение мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении;
  • использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся;
  • введение компьютерного тестирования и др.
  • Но в то же время, следует отметить, что значительная часть педагогов с не готова к освоению и использованию инновационных форм оценивания достижений учащихся. Субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности, несопоставимость результатов контроля по школам, недостаточная подготовленность учителей и администрации школ к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений являются в настоящее время серьезным тормозом в развитии системы образования . В настоящее время в педагогической практике отдельные образовательные учреждения все чаще создают свои собственные оценочные шкалы. В качестве примера можно привести использование в педагогической практике моделирования системы школьной оценки, автор А.А. Остапенко (12). При их разработке педагогические коллективы исходят из специфики конкретной школы. Многообразие предлагаемых вариантов оценивания, соотнесенных с характеристикой школы, описание рисков позволит разработчикам объективированных квалиметрических процедур так изменить традиционную систему оценивания, чтобы в итоговой оценке удельный вес компонентов, не стимулирующих развитие компетентности, стал меньше (6). Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности – в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию. Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио». Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Использование технологии портфолио школьника или «папки личных достижений»...
    Другие файлы:

    Методические рекомендации по составлению портфолио достижений учащихся Основные термины

    Мой портфолио 2 класс
    Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Эта книга поможет тебе:-узнать, что такое портфолио и для чего его собирают;-отобрать работы для п...

    Методические рекомендации по использованию в эксперименте действующих учебников для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений «Русская литература XIX века. 10 класс»

    Система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе
    Проблема создания современного инструментария оценки уровня достижений учащихся. Анализ нововведений учреждений образования в системе оценивания дости...

    Рекомендации по построению моделей "портфолио" выпускников основной школы Методические рекомендации по введению предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области