отчет
РЕФЕРАТОтчет 214 с., 4 ч., 1 рис., 47 табл., 70 источников, 16 нормативных источников, 3 прил.Ключевые слова: образовательный округ, Административная реформа, образовательные услуги, ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, МОДЕРНИЗАЦИя УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, ПРИОРИТЕТы ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Актуальность проекта. В России происходят быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии, что предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Заявленная Правительством Российской Федерации программа модернизации системы образования должна обеспечить условия для гибкой адаптации этой сферы к изменяющимся потребностям и условиям внешней среды; создать механизмы развития системы образования в соответствии с требованиями общества, а также ее собственными целями и задачами; сделать образование более качественным, доступным и эффективным. Для достижения поставленных целей необходимо создание нового организационно-экономического механизма систем общего и профессионального образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для управления принципиально другой организацией образовательных ресурсов, для достижения поставленных целей модернизации возможным оказывается управление системой образования в форме создания образовательных округов. Организация системы образования на основе образовательных округов призвана:повысить доступность образования;ввести сетевую организацию обучения в старшей школе и в дополнительном образовании;повысить качество образования;создать условия для эффективной организации высшего образования;организовать межмуниципальное регулирование рынка труда;повысить эффективность системы образования;развивать внутримуниципальные и межмуниципальные коммуникации;использовать электронные коммуникации, информационные технологии в интересах всех сфер жизнедеятельности территории;превращать образовательные центры в социально-культурный ресурс;организовать спортивные ресурсы в интересах территории;ввести новые функции управления: маркетинг образовательных услуг,PR – сопровождение проводимых изменений;сократить аппарат управления и обслуживающих структур.Эксперимент по управлению региональной системой образования на основе создания образовательных округов был инициирован органами управления образования Самарской области в 2002 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня . N 840-р эксперимент был продолжен на срок до 2008 года. При этом, наряду с Самарской областью в эксперимент были включены Сахалинская, Астраханская, Кировская, Ульяновская области, Чукотский автономный округ. Самостоятельное решение о внедрении системы управления образованием на основании формирования образовательных округов было принято в Алтайском крае. Учитывая сроки начала эксперимента по управлению региональной системой образования на основе создания образовательных округов назрела необходимость разработки программы и инструментария для подведения результатов эксперимента, а также подготовки доклада для федеральных и региональных органов власти о результатах и перспективах управления образованием с помощью образовательных округов. Субъекты Российской Федерации, принимающие участие в эксперименте реализуют различные модели организации управления образованием на основе создания образовательных округов исходя из норм законодательства Российской Федерации и региональных законов и постановлений. По этой причине, помимо перечисленных выше задач, назрела необходимость сравнительной оценки результатов различных моделей организации образовательных округов и выработки рекомендаций для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по переходу на систему управления образованием на основании создания образовательных округов.Целью данного исследования является повышение эффективности реализации государственной политики в сфере образования в части обеспечения внедрения новых принципов финансирования образовательных учреждений путем исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов.Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач и подзадач исследования:Подготовка и проведение исследования практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округовРазработка программы и инструментария для исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округовСбор и обработка данных о практике внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов в Самарской, Астраханской, Кировской, Сахалинской и Ульяновской областях и в Чукотском автономном округеАнализ и интерпретация полученных эмпирических данных о практике внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округовАнализ результатов исследования внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округовПодготовка доклада о ходе и результатах федерального эксперимента по внедрению модели управления образованием на основе создания образовательных округовНа первом этапе реализации проекта получены следующие результаты:Разработана программа и методика сбора информации, инструментарий для исследования и анализа практики внедрения модели управления образованием на основе создания образовательных округов.В соответствии с разработанной программой исследования и инструментарием собранны данные в Самарской, Кировской областях и в Чукотском автономном округе, отражающие ход эксперимента управления региональными системами образования на основании создания образовательных округов и результаты эксперимента.Результаты, полученные на данном этапе проекта, характеризуются полнотой и достоверностью и позволяют выполнять задачи, поставленные на следующих этапах проекта. Полученные результаты могут быть использованы органами управления образованием на региональном и муниципальном уровнях как инструмент анализа результатов внедрения практики управления региональной системой образования с помощью образовательных округов в других регионах, а также для оценки перспектив формирования образовательных округов в собственном регионе. СОДЕРЖАНИЕ...