Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

«новой»

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
РефератДавыденко Т.А.В статье анализируется решающая роль образования в воспроизводстве человеческого капитала, акцентируется внимание на противоречиях механизма реализации национального проекта в области образованияОбразование в «новой» экономике: Аспектывоспроизводства человеческого капиталаДавыденко Т.А., доц.Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. ШуховаСоциально-экономические преобразования в России на рубеже веков, наметившаяся интеграция в мировое информационное пространство будут эффективны только в том случае если стержнем так называемой «новой» экономики станет человек. Физически здоровый, профессионально подготовленный, хорошо образованный человек- носитель капитала знаний и умений - призван обеспечить выживание и дальнейшее развитие нашего общества, а так же достойное место в России в мировой цивилизации.В свою очередь, важнейшей составляющей человеческого капитала, по мнению современных ученых и специалистов, является образование.По оценкам Римского клуба, именно образование становиться сегодня главным императивом выживания и развития человечества в условиях глобальных экономических, антропогенных и национальных проблем, условием реализации всемирно признанной концепции устойчивого развития и земной цивилизации в целом.Прогнозы показывают, что образовательный потенциал все больше определяет статус государств в мире. В период кардинальных изменений в жизни государства и общества крайне важно, используя эффективный опыт других стран, не отказаться и от собственного, особенно, если он был в прошлом успешным. К сожалению, Россия в своей реформаторской деятельности идет по другому пути, разрушая «до основания» все сложившееся системы общественного и хозяйственного обустройства, а за тем «копируя чужие образцы»Результатом реализации такой необоснованной, а порой и авантюрной стратегии, а также традиционной тактики (установка – план мероприятий – кампания – рапорт – «забыли»), сложившейся еще в дореформенный период, стало то, что Россия оказалась по индексам экономической свободы –на 112-м месте, конкурентоспособности роста -70-м, технологического развития -68-м, государственных институтов- 89-м, макроэкономической ситуации-56-м, конкурентоспособности бизнеса-68-м, человеческого развития-57-м, устойчивого развития-61-м, экономической безопасности-41-м, а по параметрам человеческого капитала на 33-м месте в мире.Образование, как составная часть процесса воспроизводства человеческого капитала срочно нуждается в реформировании, властные структуры уже придали ему статус важнейшего национального проекта, однако сама концепция проекта, механизм и темпы его реализации вызывают недоумение, а иногда и тревогу.Во-первых, курс на кардинальный поворот от академического, фундаментального образования к технологическому, прикладному вряд ли будет способствовать формированию качеств человеческого капитала, адекватных экономики знаний (компетентность, креативность, адаптивность). Специализации человека в области определённой технологии недостаточно для развития способностей генерировать новые идеи, профессиональной гибкости, стремления к постоянному совершенствованию и развитию. К тому же, деформация фундаментального образования подрывает основы развития фундаментальной науки, что, в свою очередь, будет тормозить переход российской экономической системы к инновационному типу развития.Во-вторых, сокращение обязательств государства в области образования путём перехода к образовательным кредитам и нормативному бюджетному финансированию настраивает на пессимистичный прогноз относительно превращения образования в один из национальных приоритетов.В-третьих, задаче повышения «конкурентоспособности человека» противоречит стратификация российского образовательного пространства, которое неизбежно в случае реализации реформы системы образования. Значительная дифференциация населения по уровню доходов в совокупности с индифферентностью государства к образовательной сфере могут способствовать формированию так называемых «потолков», в результате чего более высокий уровень образования будет недоступен для людей с недостаточным доходом. Какая уж тут конкурентоспособность...Всё выше перечисленное свидетельствует о необходимости более тщательного подхода, как к методологическим основам, так и к методическим приёмам реализации образовательной реформы.Современный социальный заказ формирует новые требования к подготовке специалистов. Уже недостаточно соответствия их социально-профессиональных качеств экстенсивно-информационной модели, в основе которой – полнота конкретного знания, или, используя термины современной экономики, - компетенция. Новая экономика основана на интеллектуально-инновационном характере деятельности, отсюда и требования таких функционально-оперативных характеристик работника, как:
  • обширные знания в области своей профессиональной деятельности (компетенция);
  • навыки в решении возникающих проблем, включая анализ и синтез;
  • инновационное мышление;
  • инициативность в реализации принятых решений;
  • готовность работать как самостоятельно, так и в составе групп;
  • социальная коммуникабельность;
  • способность к нестандартным и оригинальным решениям и др.
  • Все эти требования в совокупности определяются сегодня понятием «компетентность», которая и будет выступать основным критерием оценки при выборе , распределении и использовании человеческого капитала. Однако, знакомство с официальной информацией, касающейся содержания и реализации национального проекта в области образования, анализ комментариев политиков, чиновников, ученых , а также функционирующих преподавателей, студентов и других заи...
    Другие файлы:

    Критерии анализа и контроль качества при освоении новой продукции
    Критериальный анализ показателей производства новой продукции и ее качества. Внутренний контроль качества новой продукции и затрат на его обеспечение....

    Антропоморфные статуи Новой Гвинеи
    Специфический стиль, техника и разнообразие искусства папуасов Новой Гвинеи. Функция художественной деятельности по хранению и передаче опыта и знаний...

    Совместный бизнес в Новой Зеландии на примере ООО "Криокомплект"
    Нормативно-правовое регулирование бизнеса в Новой Зеландии, его организационно-правовые формы. Анализ деятельности российской организации на рынке Нов...

    "Новая экономика": российская специфика
    Понятие и сущность новой экономики. Факторы развития новой экономики. Причины становления производства. Влияние электронной коммерции на финансовые по...

    Последствия новой восточной политики ФРГ
    Политический контекст реализации новой восточной политики. Образование ГДР, ФРГ. Доктрина Хальштейна. Варшавский договор. Четырехстороннее Соглашение...