Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по курсу Отечественная история

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Министерство образования Российской ФедерацииВологодский государственный педагогический университетМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИк организации самостоятельной работыстудентов по курсу "Отечественная историяпервой половины ХIХ века(1800-1850-е гг.)"ВОЛОГДА, 2000( Составитель ст. преподаватель Е. Р. Дружинин.) Методические рекомендации призваны помочь студентам организовать самостоятельную работу при изучении курса: с материалами лекций, практических и семинарских занятий, - литературы по общим и специальным вопросам Отечественной истории первой половины XIX века. В пособии даются методические советы общего характера: как готовиться к семинарскому занятию, как осуществить самоконтроль. Намеренно не включены в рекомендации к отдельным занятиям традиционные ориентировки на "главное" в рассматриваемом вопросе, поскольку необходимые акценты расставлены в литературе авторами. Студент обнаружит их в процессе изучения рекомендованных к занятиям монографий, научных статей.Наконец, предполагается, что структурообразующее в проблеме будет обозначено на занятии в обсуждении, дискуссии. "Методические рекомендации ..." включают в себя избранную библиографию по истории России первой половины ХIХ века - списки литературы: "Обобщающие монографии, курсы лекций", "Учебная литература", "Справочная литература", "Литература об исторических деятелях", "Опубликованные источники". Издания отбирались по следующим принципам: полнота раскрытия вопросов курса, классические исследования, издания последних лет , доступность и возможность максимально обеспечить учебный процесс литературой (последнее объясняет включение статей и монографий, дублирующих указанные выше, например: Окунь С.Б. История СССР ... Курс лекций. Л., 1948 и его же. История СССР: Лекции ... Л., 1974, 1978). Завершающий раздел содержит тематику читаемого студентам исторического факультета ВГПУ лекционного курса "Отечественная история первой половины XIX века" с краткой аннотацией содержания каждой лекции, тематику и вопросы семинарских занятий, списки литературы к каждой теме. В списки не включены издания, помещенные в раздел МОНОГРАФИИ ("Избранная библиография"), исключая часть изданий из раздела ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ. Студенты должны самостоятельно дополнить эти списки, выбрав соответствующие теме лекции или семинара монографию, статью, источник из раздела "Избранная библиография". Здесь же представлены вопросы к экзамену, которым завершается изучение курса. * * *МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ Самостоятельная работа студента 3-го курса должна опираться на сформированные навыки и умения, приобретенные во время обучения на младших курсах. Здесь не будет лишним обратиться к общим рекомендациям по организации самостоятельной работы, помещенным в "Методических рекомендациях к организации самостоятельной работы студентов ...", составленных для прредыдущей части курса истории России (IX - XYIII веков). Начинать изучение истории России первой половины XIX века следует с ознакомления с содержанием любого издания из списков "Обобщающие монографии, очерки, курсы лекций"(А) и "Учебная литература"(А). На старших (3-5-й) курсах студент в состоянии и должен повысить уровень самостоятельности исторического мышления. Составляющим компонентом его работы должно стать творчество. В связи с этим рекомендуется начинать подготовку к занятию со знакомства с опубликованными источниками (документом, историческим памятником). Обратите внимание на структуру, композицию, язык документа, время и историю его появления. Определите основные идеи, принципы, тезы, заложенные в документ его создателем (законодателем, публицистом, мемуаристом, статистиком и т. д.). Выясните, какой сюжет, часть изучаемой проблемы позволяет осветить проанализированный источник. Проведите работу с незнакомыми историческими терминами и понятиями, для чего используйте толковые словари русского языка, энциклопедические словари, словари иностранных слов и др. Затем необходимо ознакомиться с библиографией темы и вопроса, выбрать доступные Вам издания из списка литературы "Обобщающие монографии ..."(Б), специальной литературы, рекомендованной к лекциям и семинарам. Разумеется, рекомендованные списки могут быть дополнены. Для этого после выходных данных отдельных монографий указаны страницы библиографических указателей (ищи помету - Библ. С....). Используйте справочную литературу из списка "Справочники, словари, энциклопедии". Поиск можно продолжить, изучив примечания и сноски в уже имеющихся у Вас в руках монографиях,статьях. Работая с литературой по теме семинара делайте выписки текста, содержащего характеристику или комментарий уже знакомого Вам источника. После чего вернитесь к тексту документа (желательно полному, без купюр) и проведите его анализ уже в контексте изученной исследовательской литературы. Возникающие на каждом этапе работы мысли следует записывать. Анализ документа следует сделать составной частью проработки вопросов семинара и выступления студента на занятии. Общее знание проблемы, обсуждаемой на семинарском занятии, должно сочетаться с глубоким знанием источников. Некоторые вопросы раскрываются через заслушивание на семинарах докладов и сообщений, подготовленных студентами (не менее двух на один вопрос). Это могут быть теоретические, историографические и недостаточно обеспеченные опубликованными источниками вопросы. В этом случае следует подготовить письменный текст доклада, который может быть зачитан перед группой. В остальных случаях следует составить сложный план, схему ответа на каждый вопрос плана семинарского занятия. Проверить себя можно выполнив тесты. Используйте издание: История России. ХIХ век: от Павла I до Александра III. Тесты. Книга 1. /Под ред. А. В. Абрамова. М., 1993. * * * ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА МОНОГРАФИИ А. ОБОБЩАЮЩИЕ МОНОГРАФИИ. ОЧЕРКИ. КУРСЫ ЛЕКЦИЙ. Истоия государства Российского: Историко-библиографические очерки. XIX век. М., 1995. История России в XIX веке. Изд. братьев А. и И. Гранат. СПб., 1907; Библ. С. 607-622. История СССР с древнейших времен до наших дней. Первая серия. Т. 4. М., 1967. Корнилов А. А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. Ключевский В. О. Сочинения. Любое издание. Т. 5. Окунь С. Б. История СССР: Годы 1796-1856: (Курс лекций). Л., 1939. Окунь С. Б. История СССР: 1796-1825: Курс лекций. Л., 1948. Окунь С. Б. Очерки истории СССР: Конец XVIII - первая четверть XIX века. Л., 1956. Окунь С. Б. Очерки истории СССР: Вторая четверть XIX века. Л., 1957. Окунь С. Б. История СССР: Лекции. В 2-х частях. Ч. 1. Конец ХVIII-начало ХIХ века. Л., 1974; Ч. 2. 1812-1825. Л., 1978. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. Три века: Россия от Смуты до нашего времени. Исторический сборник под ред. В. В. Каллаша в шести томах. Тт. 5, 6. XIX век. М., 1995. Б. МОНОГРАФИИ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ. Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы. М., 1980. Библ. С. 296-340.