а в системе межпредметной интеграции реализуемой в предметной области «География»
Сценарий деятельности по созданию исследовательского реферата в системе межпредметной интеграции реализуемой в предметной области «География»Автор: Бахтинская Ирина, 9 А класс МОУ гимназия №6 г.ТомскаРуководитель: Пикалова Лилия Рахимовна, преподаватель географииТема реферата: Русская Америка. Влияние русской культуры на развитие народов населяющих тихоокеанское побережье Северной АмерикиАктуальность:Мы стали работать над этим исследовательским рефератом, потому что считаем необходимым, показать, героическую историю становления Российского государства, мы хотим, чтобы подрастающее поколение знало славную историю нашей страны связанную с вкладом русских исследователей в страницы Великих географических открытий.Дидактические цели проекта:- практическая реализация имеющихся у школьников знаний по географии, истории, обществоведению, литературе;- формирование навыков поиска новой информации и новых знаний в разных предметных областях;- формирование исследовательских навыков в поиске, анализе явлений природы, человеческой деятельности;- формирование навыков коммуникации, реализация индивидуальных интересов учащихся;Методические задачи проекта:- продолжить освоение картографического метода познания нашей планеты;- дать представление об особенностях географического положения России и показать его взаимосвязь с образом жизни, занятиями населения и развитием экономики;- раскрыть роль русских исследователей в освоении северо-восточной части Азии и открытии Северной Америки с востока;- показать роль русских землепроходцев в освоении Северной Америки с востока и их влияние на развитие народов населяющих эту территорию;- научить использовать знания, полученные ранее из курсов географии, истории, обществознания, литературы.Проблемные вопросы исследовательской работы:- Как географическое положение и размеры территории влияют на условия, образ жизни, хозяйственную деятельность и менталитет населения?;- Как стало известно, что Азия не соединяется с Америкой?- Почему открытия русскими земель в тихоокеанском регионе не рассматриваются как великие географические открытия?- Какую роль сыграли служилые люди и промышленники в изучении островов Тихого океана и полуострова Аляска в XVIII в.?- Какое значение для народов населяющих Тихоокеанское побережье Северной Америки имела торговая деятельность купцов Шелихова и Баранова?- Какое значение имела Российско-Американская компания для развития торговых отношений между Россией и странами Тихоокеанского региона?- Почему произошел крах «Русской Америки»?Основополагающие вопросы исследовательской работы:- Можно ли географические открытия русских на Тихом океане назвать великими географическими открытиями?- «Русская Америка», что означает этот термин, и как отразилось присутствие русских на культуре и образе жизни современного населения Аляски и Алеутских островов?Предметные области в рамках, которых выполняется исследовательская работа:ГеографияИсторияЛитератураУчебные разделы в рамках, которых реализуется исследовательская работа:Курс «География: природа России» 8 классТемы: 1.Географическое положение России.2. Формирование, освоение и изучение территории России.Курс «Экономическая и социальная география России» 9 классТемы:Государственное устройство РФ. Административно-территориальное деление и границы РФ.Главные факторы формирования хозяйства России.Население России.Возрастная категория школьников участвующих в исследованиях:- средний школьный возраст 9 классОсновная идея нашего реферата провести исследования по направлениям, связанным с освоением новых территорий и с географическими открытиями, совершенными русскими мореплавателями. Тема исследования «Русская Америка. Влияние русской культуры на развитие народов населяющих тихоокеанское побережье Северной Америки». Его целью является изучить и обобщить материал, касающийся открытия и освоения русскими западного побережья Северной Америки, в частности полуострова Аляска и Калифорния. Раскрыть значение Русско-Американской компании для народов населяющих эти территории и для России. Почему русские покинули западное побережье Северной Америки, была ли в этом необходимость? Проблемный вопрос лежащий в основе нашего исследования. Исследовательская работа состояла из следующих этапов:Определение круга проблем исследования.Цель и задачи исследования.Сбор материала по теме исследования и его обработка.Обобщение обработанного материала.Выводы о проделанной работе.Оформление обобщенного материала.Подготовка презентации.Презентация исследования в классе.Презентация на школьных и городских конференциях.Ресурсы, используемые для написания реферата: литературные источники, исторические документы, картографические материалы, периодические издания, Интернет-ресурсы.Значимость нашего исследовательского реферата заключается в том, что наши наработки могут использоваться как источники дополнительной информации при подготовке к урокам географии, истории, обществоведения, литературы. ...