Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Учебно-методическое пособие для студентов Института истории и международных отношений Издательство Саратовского университета

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»М. В. Зайцев, М. В. Калашников, В. П. ТотфалушинИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИУчебно-методическое пособиедля студентов Института истории и международных отношенийИздательство Саратовского университета2010УДК913(470)(075.8)ББК63.2(2Рос)я73З 17Рекомендуют к печати:Доктор исторических наук, профессор А. Н. ГалямичевКафедра истории РоссииЗайцев М. В., Калашников М. В., Тотфалушин В. П.Историческая география России: Учебно-методическое пособие для студентов Института истории и международных отношений. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. – 52 с.ISBN 978-5-9999-0185-9Пособие включает в себя программу курса, предназначенную для подготовки студентов к экзамену, списки литературы, тематику практических занятий и методические рекомендации по изучению основных проблем исторической географии России, призванные помочь студентам в процессе подготовки к семинарам.Для студентов всех отделений Института истории и международных отношений, для преподавателей и студентов гуманитарных СпециальностейУДК913(470)(075.8)ББК63.2(2Рос)я73Работа издана в авторской редакцииISBN 978-5-9999-0185-9 Зайцев М. В., Калашников М. В., Тотфалушин В. П., 2010ВВЕДЕНИЕИсторическая география России – специальная историческая дисциплина, изучающая пространственные аспекты истории нашей страны, ее народов и регионов. В ряду других общественных и гуманитарных дисциплин она включена в учебный план специальностей «история» и «искусствоведение» Института истории и международных отношений СГУ.Курс исторической географии охватывает период с древнейших времен до настоящего времени. Его изучение складывается из лекционных и практических (семинарских) занятий, а также самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарам, зачетам и экзаменам. При этом основной формой изучения исторической географии России в университете является самостоятельная работа над учебной и специальной литературой, источниками, картами и иллюстративным материалом.Лекции имеют своей целью познакомить студентов с задачами курса, дать представление об основных разделах и элементах исторической географии России, выяснить наиболее сложные проблемы с учетом новейших исследований отечественных и зарубежных историков и географов. В рамках данной программы предпринята попытка синтеза основных направлений исторической географии России: физико-географического, политико-географического и экономико-географического.На основании ритмических изменений в эпигеосфере, концентрированным выражением которых является изменение природно-климатических условий и в соответствии с проблемно-хронологическим принципом в программе выделены три раздела:историческая география территории России с древнейших времен до конца XV в.историческая география России XVI – первой половины XIX вв.историческая география России второй половины XIX – начала XXI вв.Каждый раздел программы включает в себя проблемный блок в соответствии с основными элементами исторической географии как научной дисциплины:1) историческая физическая география;2) историческая социально-экономическая география, в рамках которой выделяются: историческая география населения; историческая экономическая география или география хозяйства; историческая политическая география; историческая география культуры.Семинарские занятия предполагают углубленное знакомство с некоторыми важнейшими темами.Изучение общего курса исторической географии России целесообразно начать со знакомства с программой, чтобы четко представить себе объем, хронологические рамки курса и его основные проблемы. Прочитав соответствующий раздел программы, и установив круг вопросов, подлежащих изучению, можно переходить к работе с конспектами лекций и учебником.Конспект лекций должен содержать краткое изложение основных вопросов курса. В лекциях преподавателя необходимо, прежде всего, обращать внимание на такие моменты, как история и современное состояние изучения конкретных проблем. Лектор, как правило, выделяет вы...