Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету. Обзор методических рекомендаций по разработке
Министерство образования и молодежной политики Чувашской РеспубликиГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии Проектная работа на тему:«Разработка и апробация путеводителей по биологии в рамках реализации синергетической модели обучения»Выполнила: Чашкина Елена ЛьвовнаУчитель МОУ «Лицей № 3 г. Чебоксары»Чебоксары – 2011 гОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………………………………………..3Основное содержание:Глава 1. Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету.1.1. Обзор методических рекомендаций по разработке…………………………….61.2. Обзор методических рекомендаций по апробации…………………………..10Глава 2. Из опыта разработки и апробации путеводителей по биологии.2.1. Разработка путеводителя по курсу «Биология. Человек»……………………132.2. Апробация путеводителя по курсу «Общая биология»………………………19Заключение……………………………………………………………………………………………….22Использованная литература……………………………………………………………………….23 ВВЕДЕНИЕВ научно-педагогической литературе в последнее время существенное внимание уделяется проблеме использования идей синергетики в образовании. Термин «синергетика» предложен Г. Хакененом и образован от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество. Синергетику можно охарактеризовать по-разному, но наиболее близким к педагогике будет следующее определение: наука о самоорганизации физических, биологических и социальных систем. Эта наука занимается изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы, в том числе и информационных. Самоорганизация выражается в усложнении структуры изучаемой системы, которое возникает, когда внешнее воздействие на систему превосходит некоторые критические значения. При этом в таких системах появляются новые структурные элементы или происходит специализация старых так, что они начинают выполнять новые функции. Благодаря этой специализации эффективность работы системы в целом возрастает и она справляется с возросшими требованиями окружающей среды. В широком смысле синергетика изучает системы, обменивающиеся с окружающей средой потоками информации. К подобным системам можно отнести и предмет исследования педагогической науки, и это позволяет перенести общие закономерности синергетики в область педагогики. При таком переносе учитывается уже имеющийся опыт применения идеологии синергетики в экономике, социологии, экологии. В то же время прямое использование аппарата синергетики в области педагогики затруднительно, в связи с тем, что здесь построение формализованных моделей, к которым было бы применимо математическое описание, находится на начальном этапе. При прогнозировании и моделировании учебно-воспитательного процесса возникают сложные проблемы, связанные с тем, что в нем и управляющая, и управляемая системы являются мыслящими субъектами и их личностные качества, креативные способности, интеллектуальный и культурный потенциал, психофизиологические свойства и поведение определяют успешность достижения поставленной цели. Моделирование учебно-воспитательного процесса и его управление даже в простейшем случае, когда система состоит только из двух субъектов «учитель – ученик», предполагает включение огромного числа внешних и внутренних параметров. К внешним относятся, например: влияние социума или природных факторов, экономические условия, материальная база. Кроме того, содержание и средства обучения, общее содержание образования, способы его структуриро...
Другие файлы:
Методические рекомендации по проведению первых уроков геометрии в школе
Разработка методических рекомендаций проведения первых уроков геометрии, которые повышают геометрическую подготовленность учащихся, интерес к предмету...
Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 2 класса
Пособие написано специально для учителей, ведущих (или предполагающих вести) уроки по предмету «Окружающий мир» по авторской программе О. Т. Поглазово...
Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса
Пособие написано специально для учителей, ведущих (или предполагающих вести) уроки по предмету «Окружающий мир» по авторской программе О. Т. Поглазово...