Посвящена важнейшей проблеме теоретических основ эвристического обучения
СОДЕРЖАНИЕ:Введение………………………………………………………………........31.Анализ литературы по проблеме эвристического обученияшкольников…………………………………………………………………51.1.Сущность эвристического обучения в историко-педагогическом контексте…………………………………………………51.2.Общая характеристика современной системы эвристического обучения…………………………………………….........71.3.Творческое мышление как результат эвристического обучения……………………………………………………………….........20Заключение…………………………………………………………………23Литература…………………………………………………………….........25ВВЕДЕНИЕТема курсовой работы посвящена важнейшей проблеме теоретических основ эвристического обучения. Реализация эвристического обучения в учебно-воспитательном процессе школы предполагает отказ от системы «готовых» знаний, умений и навыков и основывается на эффективном вовлечении учащихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности. Эти целевые установки соответствуют важнейшей образовательной задаче в обществе – сформировать у выпускника школы готовность к постоянному самообразованию в течение всей жизни, способность жить и работать в информационном обществе; обеспечить развитие рефлексивных умений, творческих способностей.Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристического метода обучения является одной из наиболее актуальных.В разное время вопросами эвристического обучения занимались философы, психологи, педагоги, представляющие различные школы и направления: Сократ, И.Г.Песталоцци, Дж.Дьюи, Д.Пойа, Я.А.Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А.В.Хуторского, А.И.Андреева, М.М.Левиной и многих других.Цель курсовой работы: раскрыть сущность теоретических основ эвристического обучения. Объект: эвристическое обучение.Предмет: сущность эвристического обучения школьников.Задачи:На основе изучения соответствующей психолого-педагогической литературы провести историко-теоретический анализ проблемы эвристического обучения. Раскрыть сущность эвристического обучения.Определить методы и приемы системы эвристического обучения.1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1.1.СУЩНОСТЬ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ВИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕСлово "эвристика" ведёт глубоко в историю. В соответствии со словарем, прилагательное "эвристический" означает "способствующий открытию". Оно является производным от "эврика", а слово "эврика", в свою очередь, произошло от греческого "heurisko" - "нахожу". В Древней Греции под эвристикой в воспитательной практике рассматривалась система обучения путем наводящих вопросов. Сам термин "эвристика" ввел в 300-м году н.э. древнегреческий математик Папп Александрийский, чтобы обозначить науку о продуктивном творческом мышлении, ведущем к прозрениям и открытиям. Беседу относят к наиболее старым методам дидактической работы, так как ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения”. [1; с.102]Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих мыслителей и педагогов: Я.А.Коменского, А.Дистервега, И.Г.Песталоцци, Дж.Дьюи и др. Одним из первых сторонников активного учения школь...