Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Использование музыки на уроках русского языка как одно из средств развития творческих способностей учащихся

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Использование музыки на уроках русского языка как одно из средств развития творческих способностей учащихсяН.П. Плотинина Гимназия №79, г. Ульяновск В статье рассматривается система работы по использованию музыки на уроках русского языка, представлены некоторые методические рекомендации и результаты исследования влияния музыки на развитие творческих способностей учащихся. Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, дает возможность научить школьников «переводить» на родной язык язык живописи и музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей.Так, использование музыки на уроках русского языка (особенно на уроках развития речи) позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение. О связи музыки с развитием воображения и фантазии ребенка неоднократно писал В.А.Сухомлинский: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума» [1]. И, действительно, использование музыки на уроках русского языка активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует эмоциональный фактор в обучении, пробуждает в детях творческое начало, воображение, развивает речевые способности. Это подтверждается рядом экспериментов, наблюдений за развитием речевых и творческих способностей учащихся 5-9 классов. Следует подчеркнуть, что эпизодическое обращение к творческим задачам не принесет желаемого результата. Только работа в системе поможет учащимся осуществить переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим. На первом этапе можно использовать музыку как фон при написании сочинения-миниатюры. Так, на уроке в 5 классе по теме «Предложение. Виды предложений по цели высказывания» для закрепления было предложено ученикам написать сочинение, слушая музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Аквариум» («Карнавал животных»), используя разные по цели высказывания предложения. Предварительно велась работа по подготовке к этому сочинению (словарно-орфографическая работа со словом «аквариум», наблюдения за предложениями, разными по цели высказывания – тема «Аквариум» сохранилась). Следующим этапом урока стала работа с текстом («Почему рыбы стали нарядными?»), завершившаяся осложненным списыванием последнего абзаца. Приведем этот текст.«Много лет назад все рыбы в реке плавали в одинаковой одежде. Однажды из далекого моря приплыла в реку сильная щука. Она стала так хозяйничать, что все рыбы стали её бояться.Собрались рыбы стайкой и стали думать, как спастись от щуки. Вдруг они увидели лягушку и стали спрашивать: «Ты почему, лягушка, в зелёное нарядилась?» Улыбнулась квакушка и сказала: «А вы почему не переоделись? Хотите щуке в зубы попасть?» Нырнула она в зелёные водоросли и пропала. Посмотрели рыбы на свою серую одежду и пустились скорей домой переодеваться.Карась в золотой кафтан нарядился, плотичка тонким полотном закуталась. Сом и вьюн в черные халаты запахнулись. Ёрш надел темную рубашку с колючим воротником. Переоделись рыбы и оживились, повеселели. Плавают в реке. Смеются!»Составленные далее словосочетания (сверкающие всеми цветами радуги гуппи; золотистые, черные, огненно-красные пецилии; ярко окрашенные золотые рыбки; пучеглазые телескопы; нежные вуалехвосты) служат основой для написания сочинения. Таким образом, слушая музыкальную миниатюру К.Сен-Санса «Аквариум», пятиклассники без затруднения пишут сочинение-миниатюру «Мой аквариум». Необычная форма предъявленного материала вызвала у детей ответную реакцию. Были написаны интересные работы. Вот фрагмент одной из них. Олеся Г.: «В прозрачной воде аквариума я вижу переливающиеся разными цветами радуги рыбки. Плавно подергивая плавниками, плавают нарядные гуппи. А вот красный с голубым неон! А это что за рыбки? Они привлекают внимание своей красотой и изяществом. Очевидно, это барбусы. А кто затаился среди пышной зелени водорослей? Затаился и будто не дышит? Это рыбки – ангелы! Они играют в прятки с меченосцами. Трудно оторвать взгляд от красоты подводного царства!»На следующем этапе учащимся предлагается написать сочинение по музыкальным впечатлениям. Методика проведения описана в методических разработках по развитию связной речи профессора Ульяновского государственного педагогического университета Е.И. Никитиной. Напомним её.
  • Для начала лучше всего подбирать программную музыку, содержание которой поясняет сам композитор (словесным комментарием или эпиграфом, или названием). Слушая музыку, человек представляет определенные образы, картины, испытывает различные чувства. Все это можно описать словами.
  • Краткое знакомство с композитором.
  • Первичное слушание, до которого следует предупредить детей о том, чтобы они писали не то, что известно об этом предмете, явлении, а то, что представляли, чувствовали, слушая музыку.
  • Устное описание впечатлений.
  • На первых этапах необходимо проводить перед сочинением подготовительную работу (дать опорные слова, провести словарно-семантическую работу, предложить образцы сочинений). Этого не следует бояться, ведь известно, что даже одаренные дети начинали с подражания.
  • Повторное слушание.
  • Написание сочинения.
  • Таких сочинений на уроках развития речи бывает немного, 5-6
    Другие файлы:

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки
    Рассмотрение особенностей развития творческих способностей учащихся на уроках музыки. Общая характеристика основных форм обучения: фротальная, группов...

    Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
    Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация. Понятие психологии творчества. Проблемы развития творческих способностей на уроках русс...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
    Подготовка школьников к беспрерывному обучению и самообучению. Необходимость развития творческого потенциала ребенка в период формирования личности. И...

    Методические основы развития творческих способностей на уроках русского языка
    Творческие способности как комплексные возможности школьника в совершении действий на созидание новых образовательных продуктов. Внутренняя структура...

    Применение дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики
    Определение сущности творческих способностей учащихся основной школы. Обоснование комплекса педагогических условий применения дидактических игр для ра...