Методические рекомендации к учебнику А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова «История России. Хх начало ХХ i века. 11 класс» Москва
Т.В. КовальМетодические рекомендациик учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова«История России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс» Москва«Просвещение»2004Цели и задачи обучения истории в профильной школе. Важнейшим направлением модернизации системы образования в России становится переход к профильной школе на старшей ступени обучения. Профильное обучение предполагает двухуровневое (базовое и профильное) изучение ряда предметов. Тем самым оно не только закрепляет принципы дифференцированного обучения, уже существующие в российской школе, но и позволяет решить ряд проблем системы образования: выстроить индивидуальную траекторию образования для каждого страшеклассника, что предоставит ему возможность самореализации; оптимизировать учебную нагрузку; обеспечить преемственность среднего и высшего образования. Введение профильного обучения – адекватный ответ на вызов времени. Профилизация обучения соответствует интересам и требованиям старщеклассников. Учащиеся старших классов стремятся к углубленному изучению тех предметов, которые, в соответствии с их склонностями и жизненными планами, обеспечивают их дальнейший личностный и профессиональный рост. Остальные предметы они предпочитают изучать в меньшем объеме, на базовом уровне. Социологические исследования показывают, что что профессиональное самоопределение учащихся, в основном, складывается в 9 классе, при этом примерно три четверти учащихся к концу 9 класса достаточно четко сориентированы в выборе сферы профессиональной деятельности. Естественно, что обучаясь в старшей школе, они предъявляют серьезные требования к повышению качества образования в первую очередь по тем предметам, которые позволят им успешно поступить в вуз и продолжить образование. По данным ВЦИОМ нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым мене 12 % опрошенных учащихся старших классов (см. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. M. 2003). В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. выделяются следующие цели профильного обучения:обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования: создать условия для существенной дифференциации содержания обучения страшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальныхобразовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категорям учащихся в соответствии с их способностями,индивидуальными склонностями и способностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Таким образом, профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, а профильная школа – это форма реализации поставленных перед процессом обучения целей. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением предусматривает гибкую систему индивидуального обучения, комбинирующую три типа учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные предметы. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Проект базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования включает в минимальный набор базовых курсов такой предмет, как история. Это означает, что все учащиеся старшей школы должны изучать историю в объеме, предусмотренном базисным планом (не менее 2-х часов в неделю). Изучение истории в качестве профильного предмета (социально – гуманитарный, филологический профили) предполагает увеличение количества часов до 3 - 4 часов в неделю. Отдельные аспекты исторических знаний могут изучаться в качестве элективных курсов. Отличия объема учебной нагрузки формально отражают различия в целях, объеме содержания и требованиях к качеству знаний учащихся. Рассмотрим специфику изучения истории в профильных классах с позиций утвержденного стандарта образования. Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей: Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Реализация этих целей позволяет обеспечить требования знать и понимать: - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;- периодизацию всемирной и отечественной истории;- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;- историческую обусловленность современных общественных процессов;- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;уметь:- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;- участвовать в...
Другие файлы:
История России. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч.
Ч.1.
2-е изд. - М.: 2015. - 256с. 4-е изд. - М.: 2009. - 256с.
Учебник позволяет получить прочные
базовые знания о событиях и фактах отечеств...
История России. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч.
Ч.2.
2-е изд. - М.: 2015. - 256с. 8-е изд. - М.: 2012. - 256с. 4-е изд. - М.: 2008. - 256с.
Учебник позволяет получить прочные
базовые знания...