Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

На дне

Тип: изложение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
На днеПьеса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет. Наташа, ее сестра, 20 лет. Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Васька Пепел, 28 лет. Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Анна, его жена, 30 лет. Настя, девица, 24 года. Квашня, торговка пельменями, под 40 лет. Бубнов, картузник, 45 лет. Барон, 33 года. Сатин Актер одного возраста, лет под 40. Лука, странник, 60 лет. Алешка, сапожник, 20 лет. Кривой Зоб Татарин Несколько босяков без имен и речей. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Подвал, похожий на пещеру. Потолок тяжелый, с обвалившейся штукатуркой. Свет от зрителей. Справа за загородкой каморка Пепла, рядом нары Бубнова, в углу большая русская печь, напротив дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. За печью — широкая кровать за ситцевой занавеской. Кругом нары. На первом плане на обрубке дерева тиски с наковален-кой. Рядом сидит Квашня, Барон, Настя, читающая книгу. На кровати за занавеской тяжко кашляет Анна. На нарах рассматривает старые распоротые брюки Бубнов. Рядом с ним только что проснувшийся Сатин лежит и рычит. На печке возится Актер. Начало весны. Утро. Квашня, разговаривая с Бароном, обещает уж больше никогда не выхо-Дить замуж. Бубнов интересуется у Сатина, почему тот “хрюкает”? Квашня продолжает развивать свою мысль, что она свободная женщина и никогда не согласится “в крепость себя отдать”. Клещ грубо кричит ей: “Врешь! Сама обвенчаешься с Абрамкой”. Барон выхватывает у читающей Насти книгу и смеется над пошлым названием “Роковая любовь”. Настя и Барон дерутся из-за книги. Квашня ругает Клеща старым козлом, доведшим жену до смерти. Клещ лениво отругивается. Квашня уверена, что Клещ не хочет слышать правды. Анна просит тишины, чтобы спокойно умереть, Клещ нетерпеливо реагирует на слова жены, а Бубнов философски замечает: “Шум — смерти не помеха”. Квашню удивляет, как Анна жила с таким “злыднем”? Умирающая просит оставить ее в покое. Квашня и Барон собираются на базар. От предложения поесть пельменей Анна отказывается, но Квашня все же оставляет пельменей. Барон дразнят Настю, старается ее рассердить, а потом торопливо уходит за Квашней. Окончательно проснувшийся Сатин интересуется, кто его бил накануне И за что. Бубнов рассуждает, не все ли равно, а били за карты. Актер кричит с печи, что однажды Сатина вовсе убьют. Клещ зовет Актера слезать с печи и приступать к уборке подвала. Актер возражает, очередь Барона. Барон, заглядывая из кухни, отговаривается своей занятостью — он идет с Квашней на базар. Пусть Актер поработает, ему делать нечего, или Настя. Настя отказывается. Квашня просит Актера убрать, он не переломится. Актер отговаривается болезнью: ему вредно дышать пылью, его организм отравлен алкоголем. Сатин произносит непонятные слова: “сикамбр”1, “макробиотика”2, “трансцендентальный”3. Анна предлагает мужу поесть пельменей, оставленных Квашней. Сама она томится, предчувствуя скорый конец. Бубнов спрашивает у Сатина, что обозначают эти слова, но Сатин уже забыл их значение, и вообще ему надоели все эти разговоры, все “человеческие слова”, которые он слышал, наверное, тысячу раз. Актер вспоминает, что когда-то он играл в “Гамлете” могильщика, цитирует оттуда слова Гамлета: “Офелия! О, помяни меня в твоих молитвах!” Клещ, сидя за работой, поскрипывает подпилком. А Сатин вспоминает, что когда-то в юности он служил на телеграфе, читал много книг, был образованным человеком! Бубнов скептически замечает, что слышал эту историю “сто раз!”, а вот он сам был скорняком, свое заведение имел. Актер убежден, что образование — чепуха, главное — талант и вера в себя. Между тем Анна просит отворить дверь, ей душно. Клещ не соглашается: ему холодно на полу, он простужен. К Анне подходит Актер и предлагает вывести в сени. Поддерживая больную, он отводит ее на воздух. Встретившийся Костылев смеется над ними, какая они “замечательная парочка”. Костылев интересуется у Клеща, не была ли здесь утром Василиса? Клещ не видал. Костылев ругает Клеща, что тот занимает в ночлежке место на пять рублей, а платит два, надо бы накинуть полтинник; “лучше петлю накинь” — парирует Клещ. Костылев мечтает, что на этот полтинник он купит масла лампадного и будет молиться за свои и чужие грехи, ведь Клещ о своих грехах не думает, вот и жену свел в могилу. Клещ не выдерживает и начинает кричать на хозяина. Вернувшийся Актер рассказывает, что хорошо пристроил Анну в сенях. Хозяин замечает, что доброму Актеру все зачтется на том свете, но Актера больше бы устроило, если Костылев сейчас скостил ему половину долга. Костылев сразу же меняет тон и спрашивает: “Разве доброту сердца с деньгами можно равнять?” Доброта — это одно, а долг — это другое. Актер называет Костылева шельмой.-Хозяин стучится в каморку Пепла. Сатин смеется, что Пепел откроет, а Василиса у него. Костылев сердится. Открыв дверь, Пепел требует с Костылева деньги за часы и когда узнает, что тот денег не принес, — сердится и ругает хозяина. Он грубо трясет Костылева, требуя с "него долг в семь рублей. Когда хозяин уходит, Пеплу объясняют, что тот искал свою жену. Сатин удивляется, как Васька еще не прибил Костылева. Пепел отвечает, что “не станет из-за такой дряни жизнь себе портить”. Сатин учит Пепла “умненько убить Костылева, потом бы жениться на Василисе и стать хозяином ночлежки”. Пепла такая перспектива не радует, ночлежники все его имущество в кабаке пропьют, потому что он добрый. Пепел сердится, что Костылев его разбудил не вовремя, он как раз видел сон, что поймал огромного леща. Сатин смеется, что это не лещ был, а Василиса. Пепел посылает к черту всех вместе с Василисой. Клещ, вернувшийся с улицы, недоволен холодом. Анну он не привел — ее увела Наташа на кухню. Сатин просит у Пепла пятак, но Актер говорит, что им на двоих надо гривенник. Василий дает, пока рубля не попросили. Сатин восхищается добротой вора, “нет на свете людей лучше”. Клещ замечает, что им деньги легко достаются, поэтому они и добрые. Сатин возражает: “Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются”, он рассуждает, что если работа будет приятна, он, может быть, будет работать. “Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!” Сатин и Актер уходят в кабак. Пепел спрашивает у Клеща о здоровье Анны, тот отвечает, что скоро уже помрет. Пепел советует Клещу не работать. “А как жить?” — интересуется тот. “Живут же другие”, — замечает Пепел. Клещ с презрением отзывается об окружающих, он верит, что вырвется отсюда. Пепел возражает: окружающие не хуже Клеща, а “честь и совесть им ни к чему. Их вместо сапог не оденешь. Честь да совесть тем нужна, у кого власть да сила есть”. Входит продрогший Бубнов и на вопрос Пепла о чести и совести говорит, что ему совесть не нужна: “Я — не богатый”. Пепел соглашается с ним, а вот Клещ против. Бубнов интересуется: не хочет ли Клещ занять совесть? Пепел советует Клещу поговорить насчет совести с Сатиным и Бароном: они умные, хотя и пьяницы. Бубнов уверен: “Кто пьян да умен — два угодья в нем”. Пепел вспоминает, как Сатин говорил, что удобно иметь соседа совестливого, а самому быть совестливым “не выгодно”. Наташа приводит странника Луку. Тот вежливо здоровается с присутствующими. Наташа представляет нового постояльца, предлагая ему пройти на кухню. Лука уверяет: старикам — где тепло, там и родина. Наташа говорит Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно. Пепел возражает, что умирать не страшно, а если Наташа его убьет, так ему еще и радостно будет умереть от чистой руки. Наташа не хочет его слушать. Пепел восхищается Наташей. Удивляется, почему она его отвергает, все равно ведь здесь пропадет. “Через тебя и пропадет”, — уверяет Бубнов. Клещ и Бубнов говорят, что, если Василиса прознает про такое отношение Пепла к Наташе, обоим не поздоровится. На кухне Лука тянет заунывную песню. Пепел удивляется, почему на людей вдруг тоска нападает? Он кричит Луке, чтобы тот не выл. Васька любил слушать красивое пение, а этот вой навевает тоску. Лука удивлен. Он-то думал, что хорошо поет. Лука рассказывает, что на кухне сидит Настя и плачет над книгой. Барон уверяет, что по дурости. Пепел предлагает Барону за полбутылки выпивки лаять собакой, встав на четвереньки. Барон удивлен, какая радость от этого Ваське. Ведь сейчас они ровня. Лука впервые видит барона. Графов видел, князей, а барона — впервые, “да и то испорченного”. Лука говорит, что у ночлежников хорошее житье. Но Барон вспоминает, как он, бывало, еще в постели кофе пил со сливками. Лука замечает: люди со временем умнее становятся. “Живут все хуже, а хотят — все лучше, упрямые!” Барон интересуется стариком. Кто такой? Тот отвечает: странник. Он говорит, что все в мире странники, да и “земля наша в небе странница”. Барон идет с Васьк...
Другие файлы: