Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Достоевский ф. м. - Христианские мотивы в прозе 19 века

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Достоевский ф. м. - Христианские мотивы в прозе 19 векаТо, что справедливо и несправедливо,- не дано судить людям Л. ТОЛСТО! Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества Но многие из этих обиженных стояли в стороне от освободи тельной борьбы и искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и его творчестве в целом. Добролюбов отмечал, что в произведении даны два типа ге роев: «кроткие и ожесточенные». Кроткие не протестуют, смиренно принимают любые удары судьбы, стараясь противопоставить злодейству и мукам всепрощение и понимание. Это Наташ Ихменева, ее родители, рассказчик - писатель Иван Петрович. Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости существующей в мире. Но их протест трагичен, ибо он приводит к гибели, как это происходит с Нелли. Автор полностью н стороне смирившихся, отдающих свою жертвенную любовь всепрощение заблудшим. Вся сюжетная линия Ихменевых окрашена в лирические, местами сентиментально-примирительны тона. Достоевский рассказывает, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Baлковского - Алешу и не получив родительского благословение уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец, одна и ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богату дочь графини Катю и по настоянию отца женится на нез Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Натан возвращается в родительский дом, и отец прощает ее. На семь Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен оте Наташи - Николай Сергеевич; этого доброго, доверчивого человека, который приютил в своем доме Алешу и навел пор, док в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет мошенничестве. Князь безжалостно изгоняет Ихменева, KJ только тот становится не нужен. Страдания Ихменева усугубляются конфликтом с дочерью. Для Николая Сергеевича ух< дочери из дома - позор. Не меньше страдает и мать Наташ вынужденная терпеть не только потерю дочери, но и гнев мужа. Страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изображает в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девущ. ка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья, Наташа признается своему другу, писателю Ивану Петровичу: «Я ужасно любила его прощать, Ваня, знаешь, что когда он оставлял меня одну, я хожу, бывало, по комнате, мучаюся, плачу, а сама иногда подумываю: чем виноватее он передо мой, тем ведь лучше... да! И знаешь, мне всегда представлялось, что он как будто такой маленький мальчик; я сижу, а он положил ко мне на колени голову, заснул, а я его тихонько по голове глажу, ласкаю...» Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник ее страданий - Алеша. Он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу по настоянию отца и женится на обладательнице миллионного приданого Кате. Есть все основания осудить его, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, Иван Петрович, смотрит на молодого князя влюбленными глазами Наташи. Он не видит эгоизма героя, а любуется, даже восхищается Алешей. Он склонен все объяснить детскостью князя. Автор заставляет свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению Алеши. «Не вини его, Ваня,- перебила Наташа...- его судить нельзя как всех других... его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Как моралист автор не осуждает Алешу, а проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее Наташу. В кодекс гуманизма писателя входило и такое понятие, как страдание. Достоевский убежден, что страданием человек очищается. В романе «Униженные и оскорбленные» автор показал Их-менева, который отказался от борьбы, проповедуя гордое смирение. «О! Пусть мы унижены, пусть мы оскорблены, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не выхода в борьбе. Поэтому призывом идти «рука в руку Ихменев обращается к прощенной дочери. Это любимой мыслы писателя о всепрощении заканчивается IV глава романа. Говоря о романе «Униженные и оскорбленные», критик До€ ролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к героям, спс собным к жертвенной любви. Сам же Достоевский не считал и поведение, в частности Ивана Петровича, проявлением слабость Автор видел в его поступках (самоотречении во имя любимоь признак силы духа, умение человека подняться над собственны: эгоизмом и совершить благородный поступок - устроить счасть ближнего своего. Поэтому искренне видел идеальное в поступка Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя. «Униженные и оскорбленные» - своеобразное произведена заставляющее задуматься о мире и своем месте в нем, оцени! собственные поступки и помыслы, определить свою концепци относительно авторской точки зрения. Актуальность же это! романа для нашего поколения бесспорна. И в этом главная за< луга и тайна мастерства Достоевского.>- Да ведь я Божьего промыс. знать не мог, Ф. М. Достоевск: С реформами Петра I из русской культуры фактически уход] религиозная тематика. Отдельные художники, музыканты и пис тели обращаются к христианству, но оно перестает быть домин рующим направлением, как это было в ранние периоды развит] культуры. И лишь творчество Ф. М. Достоевского, по сути, возрождает эту идею в русской литературе второй половины XIX ве* Будучи глубоко верующим человеком, Федор Михайлович на; ялся, что спасение России - в религиозном смирении, постяжен: и безоговорочном и добровольном принятии людьми учения Xpиста. Нарушение же Божеских законов - гибельный путь. Очень убительно это доказано в романе «Преступление и наказание». Главный герой произведения - Родион Романович Расколы ков. Уже имя его настраивает читателей на то, что они встреться с бунтарем, вставшим на пагубный путь противостояния в» му: общественным законам, человеческой морали, совесп Раскольников ставит себя выше окружающих людей, пытае! Доказать, что он неординарная, выдающаяся личность; при этom способ выбирает самый варварский. Он решает «лишь убить никчемную» старушонку-процентщицу, вредную для общества. «Я ведь только вошь убил... бесполезную, гадкую, зловредную». К этой чудовищной мысли Родион Романович приходит после долгих отвлеченных размышлений. Писатель подчеркивает антигуманную теорию Раскольникова, он «хотел наполеоном сделаться, оттого и убил». Под бременем неимоверной бедности, бытовой неустроенности герой полностью порывает связь с окружающим миром. В душе Раскольникова царит разлад, который герой пытается преодолеть странным способом - убийством. Нарушив основной постулат христианства «не убий», Родион Романович мучается и страдает, сердится на свою «слабость» и отдаляется от людей еще дальше. Случайное знакомство Раскольникова с Соней Мармеладовой, живущей «по желтому билету», но глубоко религиозным человеком, постепенно возрождает героя, возвращает его к жизни и обществу. Соня ступила на гибельный путь, чтобы спасти от голодной смерти своих приемных братьев и сестер. «...Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает... часу в шестом Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... Катерина Ивановна, так же ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела...» Именно ее самоотверженность заставляет задуматься Раскольникова о совершенном им убийстве. Отдаляясь от самых близких: матери, сестры, приятеля Разумихина,- Родион Романович ищет поддержки у Сони. Чем же она может ему помочь? Они духовно близки - оба изгои общества, вычеркнувшие себя из людской среды. Раскольников не сразу понимает, почему он тянется к Соне, что привлекает его в этой простой душе. Читая вместе Евангелие, герои обретают покой, пусть временно, на короткий миг, но в этом автор видит их путь к спасению. Достоевский приводит подробное описание бесед Родиона Романовича с Соней, ее страдание за него. Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизнь пошлет... Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Родион Романович начинает понимать истинную трагедию со-ршившегося, пытается оправдаться тем, что «дьявол его сму-тал»- Но потом находит в себе мужество признаться, что дока-ьтвал теорию: «Хотел узнать... Тварь ли я дрожащая или право имею»- От разговора с Соней начинается постепенное возрождение героя. Он еще упорно сопротивляется самому себе, сердится на Соню, не хочет идти на каторгу, да и потом, после суда, не донимает, что страдания его не слабость, а сила, доказывающая человечность. И только любовь, терпение и преданность Сони помо...