Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Сатирическая проза 20-30-х годов - х годов - Неизвестный русский писатель

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Сатирическая проза 20-30-х годов - х годов - Неизвестный русский писатель    Когда зайдет речь о крестьянской литературе, историк назовет... Сергея Клычкова - самого крупного и замечательного русского художника, выдвинутого русской деревней. Вячеслав Полонский    Появление в русской литературе нового поэтического имени - Сергея Клычкова - было замечено такими крупными мастерами слова, как А. Блок, Н. Клюев, Н. Гумилев, С. Городецкий, В. Брюсов, М. Волошин. В последнее вр^мя о Клычкове вновь заговорили, хотя широкой известности его имя пока не завоевало.    Ярлык "рупор кулацкой идеологии", навешенный ему в конце 20-х годов, повлек за собой казнь поэта, затем - период длительного замалчивания его имени. В 1956 году С. А. Клычков был реабилитирован посмертно.    'Не парфюмерией, не модным будуаром, а расцветающим полем дохнула на нас поэзия Сергея Клычкова", - писал критик В. Львов-Рогачевский. Анна Ахматова говорила, что Клычков был "своеобразный поэт, и - ослепительной красоты человек".    Пылает за окном звезда,    Мигает огоньком лампада;    Так, значит, суждено и надо,    Чтоб стала горечью отрада,    Невесть ушедшая куда.    Первый сборник Клычкова "Песни" (1911 г.) Николай Клюев назовет "хрустальными песнями". Стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу..."    Есенин публикует с посвящением С. Клычкову. Третью часть "Стихов о русской поэзии" О. Мандельштам также посвятит ему. Пимен Карпов, вся поэзия которого - незаживающая рана и боль за русскую землю, в середине 20-х пишет Клычкову "Сонет-акростих":    “Ы-ы” совиное уже в ночи встречает    Чертей и ведьм; на ветках их качает,     Как будто бы морочит дураков!    Оттуда вещий голос отвечает:     Весной освободится от оков    Узывный песенник - Сергей Клычков.    Критика 20-х годов определяла "революционность писателя по внешним признакам, по тому, сколько раз он поклялся классом" (Л.. Сейфулли-на). Поэтому стихи Н. Клюева и С. Клычкова отнесли сначала к "стилизации русского фольклора", а позже - к "стилизации фольклора на кулацкий манер".    Невозможно говорить о Сергее Клычкове, не сказав о своеобразии его языка, о совершенно индивидуальной манере письма. В "Автобиографии" С. Клычков пишет, что "языком обязан лесной бабке Авдотье, речистой матке Фекле Алексеевне и нередко мудрому в своих косноязычных построениях отцу моему, а больше всего нашему полю за околицей и Чертухинскому лесу..."    "Если вы хотите услышать, как говорит Русь шестнадцатого века, послушайте его", - рекомендовал своим знакомым Клычкова виднейший критик 20-х годов Вронский. Разумеется, Сергей Клычков не писал стихи и прозу языком Руси шестнадцатого века. Однако фольклорные персонажи, образы Руси языческой, небылицы далекого прошлого присутствуют в его произведениях.    Полуязыческое его миросозерцание доказывает хотя бы полная без-людность ранних стихотворений, в которых чаще всего лирический герой существует один на один с матерью-природой, глубоко опоэтизированной. "...Мы вступаем в сказочный мир старых деревенских поверий, легенд, заговоров, песен", - пишет Н. В. Банников о ранней поэзии Клычкова в предисловии к его сборнику.    Земля и небо, плоть и дух...    Из сини в синь равно бежит дорога...    Весна - росу, зазимок - белый пух    И лето дождь в свой срок прольет из рога.    Незримый страж у птичьего гнезда,    Чудесный страж у каждой хаты нашей:    Над хатой и гнездом с свой час горит звезда,     Горит звезда, как золотая чаша.    В 1824 году, за сто лет до выхода первого романа Сергея Клычкова, П. А. Вяземский сетовал, что "мы не имеем русского покроя в литературе". Следуя гоголевским традициям, но оставаясь при том самим собой, Клычков своей прозой явил ярчайший образец именно "русского покроя", который не мог стать незамеченным и не мог быть не наказан...    К середине 20-х годов традиции национального нигилизма, заложенные Пролеткультом, уже набрали силу. А к концу десятилетия понятия "национальный" и "националистический" практически слились воедино. Приемы обвинения в национализме и великодержавном шовинизме достиг ли предела в своей иезуитской отточенности. Критик Осип Бескин - самая зловещая фигура в жизни Клычкова - писал: "Русский стиль" в своем 100-процентном применении - не только прием, но и активное выражение соответствующего содержания. А Клычков в этом отношении действительно стопроцентен, и стиль его вызывает не только восхищение, но и оскомину квасного патриотизма и национализма довоенного образца".    Клычков, редко ввязывавшийся в "тоскливые словесные драки", в 1923 году все-таки опубликовал в журнале "Красная новь" статью с многозначительным названием "Лысая гора". Он отстаивал в ней традиции классической поэзии, выступая против "тарабарщины", превратившей русский Парнас в Лысую гору. А своим оппонентам, типа Осипа Бескина, Клычков ответил: "Как может критик-марксист, поучающий еще других критиков-марксистов- марксизму, не указывая точно материала, который он имеет в виду в определении понятия русского стиля, совсем не являющегося приемом, а прежде всего, перво-наперво, огромной культурой огромной страны, - как может столь размашисто, так таровато скидывать эту культуру с приходного листа революции?! А село Палех, Бескин, неужели вы вычеркнули с советской территории?.." Поистине, прав Гоголь: "Все можно извратить и всему можно дать дурной смысл, человек же на это способен".    Интересна биография писателя-самородка. Сергей Антонович.Клычков родился 1 июля 1889 года в деревне Дубровки Тверской губернии, неподалеку от села Талдома. Младший брат поэта оставил воспоминания о Сергее, где он писал, что старший брат безумно любил Потапихинские Черту-хинские и Глебцовские леса. Все его хождения по лесам, болотам, рекам доставляли ему какую- то необычайную радость. Клычков наряду со своей литературной профессией занимался и пчелами. Что характерно, пчелы его не кусали. Любимым занятием был сенокос. Своей поэзией в большинстве случаев Сергей занимался ночами, а утром, чуть покажется солнце во время сенокоса обязательно, несмотря на усталость, пойдет отцом и братом на покос. Если вечером завидит старушек на бревне, то обязательно подсядет к ним и слушает их разговоры о разных сказочных существах: русалках, домовых, колдунах, ведьмах в лесах Чертухина и Потапихи.    Мне говорила мать, что в розовой сорочке    Багряною зарей родился я на свет,     А я живу лишь от строки до строчки,     И радости иной мне в этой жизни нет...    "Прежде всего он был поэт и писатель, весь живший в мире восприятий, дум, образов, замыслов, слов, напевов, - писал о Клычкове друг его молодости Петр Андреевич Журов. - Поэтическое творчество было его природой, его душевной средой... Казалось, он нес в себе родник стихийного народного поэтического мирочувствования и миропонимания. В мире и в окружающих он ощущал и видел часто то, чего не замечают обыкновенные люди".    Литературный дебют Клычкова относится к 1907 году. До войны выходят две поэтические книжки Клычкова: "Песни" и “Потаённый сад”. Летом 1914 года, во вторую мобилизацию, Клычков призывается в армию и служит в Гельсингфорсе, где знакомится с А. И. Куприным. Осенью 1915 года он попадает в Петроград, где публично выступает со своими стихами на вечере крестьянских поэтов в Тенишевском училище - вместе с Н. Клюевым С. Городецким, С. Есениным Впоследствии с Городецким их пути разойдутся. Есенина поэт проводит в его последнюю поездку в Ленинград.    Ссыльный Клюев до последних месяцев будет получать от семьи Клычковых посылки и денежные переводы.    Революцию поэт принимает безоговорочно, снимает с себя мундир младшего офицера и переходит на сторону революционных солдат. Отравленный немецкими газами в мировую войну, в гражданскую Клычков получает контузию. Следует подчеркнуть, что ни один из крестьянских поэтов в написанных позже автобиографиях или же просто в "удобных" случаях не акцентировал внимания на своих заслугах перед народом и перед революцией. Клычков же о них даже не упоминал.    Осенью 1918 года, работая в канцелярии московского Пролеткульта. Клычков наиболее близко сходится с Есениным. Именно в этот период Есенин пишет программную статью "Ключи Марии" в которой называет Клыч-кова "истинно прекрасным народным поэтом". В правлении московского Пролеткульта Есенин, Клычков, Орешин и Коненков пишут "Заявление инициативной группы", в котором предлагают учредить при Пролеткульте крестьянскую секцию - заявление будет отклонено    Надо сказать и о прозе Сергея Клычкова. Роман "Сахарный немец" вышел в 1925 году. А. М. Горький, которому Клычков послал книгу, писал автору: "Прочитал "Сахарного немца" с великим интересом. Большая затея, и начали Вы ее удачно. Первые главы - волнуют..." В следующем году увидел свет роман “Чертухинский балакирь”.    Крестьянская Русь "Чертухинского балакиря" - это Русь сказочников и прибауточников, Русь мечтателей и правдоискателей, отдающих делу время, но не забывающих и отвести час для потехи. У Клычкова Русь - ума палата, Русь - на все рук...
Другие файлы:

Сатирическая проза 20-30-х годов - Х годов русская сатирическая проза 20 30-х годов xx столетия.

Сатирическая проза 20-30-х годов - х годов - Сатирическая проза 30-х годов xx века

Сатира в творчестве Булгакова
Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе. Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова. Сатира Бул...

Мечты и кошмар. Неизвестная проза 1920-1925 годов
Проза З.Н.Гиппиус эмигрантского периода впервые собрана в настоящем издании максимально полно.Сохранены особенности лексики писательницы, некоторые ст...

Арифметика любви. Неизвестная проза 1931-1939 годов
Проза З.Н.Гиппиус эмигрантского периода впервые собрана в настоящем издании максимально полно.Сохранены особенности лексики писательницы, некоторые ст...