Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Заболотский н. а. - Завещанная потомкам поэзия

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Заболотский н. а. - Завещанная потомкам поэзия    Откройся, мысль!    Стань музыкою, слово,    Ударь в сердца,    Чтоб мир торжествовал! Н. Заболоцкий    В творческую пору жизни Николай Заболоцкий вступил уже после революции. С молодых лет он взыскательно относился к своим произведениям и их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. Заболоцкого отличает упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, развитие собственной концепции мироздания.    Период ученичества и подражаний кончился для него в 1926 году, когда поэту удалось найти свой собственный поэтический метод. Основная тема его стихотворений 1926-28 годов - зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того времени.    О мир, свернись одним кварталом,    Одной разбитой мостовой,    Одним проплеванным амбаром,    Одной мышиною норой,    Но будь к оружию готов:    Целует девку - Иванов!    Поэт убежден в пагубности ухода жителей города от их естественного существования в согласии с природой, отсюда сатирическое изображение пошлости и духовной ограниченности обывателя ( “Вечерний бар”, “Новый быт”, “Ивановы”, “Свадьба” и др.)    Определенное влияние на своеобразную поэтическую манеру Заболоцкого оказало его увлечение живописью Филонова, Шагала, Брейгеля, с одной стороны, и с другой, его участие в литературном содружестве, называемом Объединением реального искусства. Среди обернутое в те годы были Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов.    Первая книжка Заболоцкого “Столбцы” имела шумный успех. Автора заметили и поддержали Маршак, Тихонов, Тынянов. Но вот дальнейшая литературная судьба поэта оказалась сложной, критики очень враждебно относились к творчеству поэта. После публикации поэмы “Торжество земледелия” в 1933 году травля Заболоцкого усилилась. Он получил клеймо поборника формализма и апологета чуждой идеологии. Его перестали печатать. Но Заболоцкий выбрал жизненным принципом веру и упорство. Средства к существованию ему давала работа в детской литературе. Наиболее известен его перевод “Витязя в тигровой шкуре” Ш.Руставели. Ему принадлежит так же переложение книги Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” и романа де Костера “Тиль Уленшпигель”.    В своем творчестве Заболоцкий все более сосредотачивался на философской лирике. Он увлекался поэзией Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гете, Хлебникова, читал труды Энгельса, Вернадского, Григория Сковороды... В 30-х годах он познакомился с работами великого Циолковского. В письме к ученому он писал: “...Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их”.    У поэта сложилась своя натурфилософская система. В ее основе - представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, о их взаимодействии и взаимопревращении. Развитие идет от первобытного хаоса к гармонии всех элементов. И основную роль здесь играет сознание человека. Именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы. Заболоцкий хорошо помнил слова Хлебникова: “Я вижу конские свободы и равноправие коров”. В поэме “Торжество земледелия” беседуют люди, беседуют и животные:    Смутные тела животных    Сидели, наполняя хлев,    И разговор вели свободный,    Душой природы овладев.    Поэт ратует за то, чтобы социальная справедливость распространялась на отношения человека к животным и всей природе. В его стихах и поэмах 30-х годов и растения, и деревья, и птицы, и животные одушевлены, они имеют свой голос и ведут разговор о смысле бытия на Земле, о месте человека в природе.    Как необыкновенно описание природы в стихотворении “Ночной сад”. Перед нами лес длинных труб, приют виолончелей. Стихотворение звучит как музыка ночная, тихая и печальная, а днем в ней слышится шум осеннего ветра, срывающего листья; гром выстрелов охотника, в которого превращается обычный месяц август. “Железный Август в длинных сапогах”. И снова - ночь. Сад уснул. Все затихло. Только вдруг в небе вспыхнул “мгновенный пламень звездного осколка”. Эта вспышка напоминает, что жизнь не уснула. Наступит утро, и все живое проснется... Читая это стихотворение, задумываешься, как сложно устроен мир: в природе, такой прекрасной, живет тревога, идет великая борьба, идет смена дня и ночи, времен года.    Жизнь идет, и постепенно положение Заболоцкого в литературе укрепляется. В 1937 году выходит сборник стихов “Вторая книга”. На рабочем столе поэта лежат начатое поэтическое переложение “Слова о полку Игореве”, переводы с грузинского, свои новые стихи. Но наступившее благополучие оказалось обманчивым. В марте 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, семьи и свободного человеческого существования.    Только в 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Он вернулся к своим литературным замыслам. В стихах Заболоцкий размышляет о нравственных связях человека и природы, над внутренним миром человека.    Два мира есть у человека:    Один, который нас творил,    Другой, который мы от века    Творим по мере наших сил.    Поэт утверждает созидание, творчество, искусство. В его творчестве появляются образы, выражающие состояние человека и природы одновременно. Человек наделяется “приметами” природы, а она, наоборот, “очеловечивается”.    Я люблю этот сумрак восторга,    Эту краткую ночь вдохновенья,    Человеческий шорох травы,    Вещий холод на темной реке,    Эту молнию мысли и медленное появленье    Первых дальних громов -    Первых слов на родном языке.    В “Творцах дорог” и других стихотворениях о труде строителей продолжается разговор о человеческих свершениях, начатый еще до 1938 года ( “Север”, “Седов”). Дела современников и свой опыт работы на восточных стройках поэт соизмерял с перспективой создания архитектуры природы.    Большое значение для Заболоцкого стала иметь красота природы и ее воздействие на внутренний мир человека. Красота как итог и смысл творчества, как утверждение жизни, вечной, многообразной, утверждение чистоты и полноты человеческого бытия:    Так из темной воды появляется    В мир светлоокая дева,    И стекает по телу, замирая в восторге, вода,    Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево    Увидавшие небо стада.    Предощущение творчества описано в стихотворении как слияние человека и природы в одном едином порыве. А “светлоокая дева” напоминает рождение богини красоты и любви Афродиты.    И, играя громами,    В белом облаке катится слово,    И сияющий дождь    На счастливые рвется цветы.    Человек - часть природы, но в то же время он творец такой “природы”, какой в самой природе нет. Жизнь человека и природы представляется Заболоцкому цепью превращений. Человек как будто не умирает, он остается жить в природе. Очень проникновенно пишет об этом автор:    Я не умру, мой друг.    Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу.     Многовековый дуб мою живую душу    Корнями обовьет, печален и суров...    Поколения сменяются, но их мысли передаются “дальнему потомку”, который “доделает” то, что не завершил предшественник. Жизнь вечна и неистребима, а потому и прекрасна. Об этом “Завещание” Н.Заболоцкого.    Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя    И, погасив свечу, опять отправлюсь я     В необозримый мир туманных превращений,    Когда мильоны новых поколений    Наполнят этот мир сверканием чудес    И довершат строение природы, -    Пускай мой бедный прах покроют эти воды,    Пусть приютит меня зеленый этот лес.    Я не умру, мой друг...    В лирике московского периода появилась ранее несвойственная Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность. Поэт говорит о связи внутреннего мира человека и его внешности. Так, мне очень нравится стихотворение “О красоте человеческих лиц”. Лицо человека как “дом”, в котором живет человеческая душа. Дома - разные, и души разные: у кого надменная, у кого жалкая, у кого мрачная, у кого равнодушная. Поэтому мы находим тепло необязательно в большом и пышном “доме”, а иногда и в “маленькой хижинке”, из “окошка” которой струится “дыханье весеннего дня”. И правда, есть люди, от которых всегда идет свет и тепло.    Есть лица - подобья ликующих песен.     Из этих, как солнце, сияющих нот    Составлена песня небесных высот.    Внимание к человеку выражае...
Другие файлы:

Заболотский н. а. - Поэзия н. заболоцкого

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Заболотский-агро"
Производственно-экономическая характеристика хозяйства СПК "Заболотский-агро". Современная технология выращивания картофеля. Показатели состава техник...

Заболотский н. а. - Заболоцкий

Заболотский н. а. - не позволяй душе лениться

Заболотский н. а. - не позволяй душе лениться. ..