Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Современные поэты - Мир поэзии 1970-90-х годов

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Современные поэты - Мир поэзии 1970-90-х годов    У большинства читателей и критиков укрепилось убеждение, что со смертью Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Александра Твардовского, с уходом из жизни таких литературных авторитетов, как Ярослав Смеляков, Леонид Мартынов, Михаил Светлов, Сергей Наровчатов, современная русская поэзия превратилась в сообщество поэтов без общепризнанных лидеров и стала напоминать "рельеф без вершин".    Говорят, что интерес к поэзии значительно уменьшился. Произошло это, скорее всего, потому, что изменилось общество, ослабел социальный тонус. Теперь уже не зовут на комсомольские стройки, освоение целины, завоевание космоса. Может быть, просто сменилось представление о задачах поэзии, о ее месте и роли в культуре, духовной жизни общества. А это, в свою очередь, не что иное, как отражение стремлений самого современного человека. Он больше склонен заглядывать внутрь себя, чтобы познать истину. Таким образом, маятник поэзии качнулся от чрезмерной публицистичности 50-60-х годов в сторону асоциальное™.    Но это не означает полной однородности современной поэзии. В ней сосуществуют разнонаправленные тенденции, прослеживаются разные "слои" и "уровни". Затишье застоя, сковывавшего "свободное течение стиха", взорвалось мощной лирической волной в защиту природы. А. Жигулин, выражая эмоциональное состояние многих современников, темпераментно восклицает:    Все на свете суета    Рядом с мудрой красотою    Придорожного куста.    Об угрозе жизни на земле предупреждает Н, Прялкин:    И великое пламя над миром прошло,     А верней - пронеслось!    И от прежних лесов только птичье крыло    Сохранить удалось.    Поэт В. Федоров обращается с призывом внять безмерным страданиям терпеливой и мудрой кормилицы и предлагает свою программу спасения природы и человека:    Чтобы себя и мир спасти,    Нам нужно, не теряя годы,    Забыть все культы    И ввести    Непогрешимый культ природы.    В продолжение этой темы звучат стихи Николая Рубцова и Анатолия Передреева. Здесь и тревога за судьбу родной земли, и тема отчего дома, приюта для души. Н. Рубцов так выражает свои сокровенные мысли:    Но моя родимая землица     Надо мной удерживает власть,    Память возвращается, как птица,     В то гнездо, в котором родилась.    Поэзия совершает огромной важности открытие: “Равнина. Родина. Земля.” Анатолий Передреев в своих самых главных, самых “представительных” стихах говорит об окраине, околице, лебеде у дороги, о том бытии, которое ему близко и совпадает с его душевным состоянием:    Кричит петух    Рассветный и охрипший...    Чуть шевелит солому ветерок...    Кричит петух    И бьет крылом по крыше -    Роняет утро    Белое перо.    Передреев создал страшные стихи о сжигающей нас беде - всенародном пьянстве. Эти стихи стали пророчеством, в них говорит жесткая и_ темная тоска по человеческому образу жизни.    Люди пьют... Все устои рушатся -    Хлещут насмерть, не на живот.    Разлагаются все содружества,    Все сотрудничества и супружества, -    Собутыльничество живет.    Анатолию Передрееву всегда было свойственно глубокое уважение к дому: к каждому в отдельности и к Дому вообще как воплощению мира и “лада”. Это было сознательное обережение себя от грозящего со всех сторон, а также изнутри неблагообразия и хаоса. Вот строки из его стихотворения “Отчий дом”.    В этом доме    Думают,    Гадают    Обо мне    Мой отец и мать...    В этом доме    Ждет меня годами    Прибранная, чистая кровать.    В черных рамках -    Братьев старших лица    На беленых    Глиняных стенах...    Не скрипят,    Не гнутся половицы,    Навсегда    Забыв об их шагах...    Особое место в поэзии занимает сегодня тема войны. Лирика о Великой Отечественной войне "плавно перетекает" в стихотворения о братоубийственной войне в Грузии, Осетии, Чечне. Ю. Белаш в сборнике "Окопная земля" скорбит о бессмысленно погибших ребятах:    И поскольку своя - не чужая забота,     Поднялась, как один, вся стрелковая рота    И потом ночевали .. половина - на хуторе,     А другая - снегами навеки окутана.    Поэт пытается предостеречь от страшных последствий войны:    ...от крови шалеешь - и себя не жалеешь, и врага не жалеешь.    И настолько уже воевать привыкаешь,    Что и не нужно, а все же стреляешь...    Приметой нашего времени является "развал" великой державы, разделение республик на государства. М. Шлаин грустно констатирует:    Вот и нет ее, прежней державы...    И сейчас у нас все по-другому:    Будто люди сидели и - глядь -    Поднялись вдруг и вышли из дому...    Поэт говорит о том, что разорвались связи между людьми и многие живут "вхолостую, вслепую, впустую - в доме брошенном, в мире пустом". Евгений Евтушенко так пишет об этом:    Как во время войны,    Потерялись три стены,    Крыша, двери, парты.    Ото всей большой страны    Только клочья карты.    Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Стоит вспомнить об "Охоте на волков" В. Высоцкого или "Римской империи" Б. Окуджавы:    Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,     В равной сваре - за нами удача.     Волки мы - хороша наша волчья жизнь.     Вы собаки - смерть вам собачья.    Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.    Современная поэзия подобно пушкинской "свободной стихии" разнообразна и многозначна. Из ее глубин пробиваются и народная, песенная лирика, и мощное течение классического стиха, в котором отражается красота земли, и "громокипящие" валы гражданской поэзии. Она вмещает весь мир человеческого отношения к происходящему, облекает их в слово.    Юрий Поликарпович Кузнецов - один из немногих поэтов, творчество которого включает в себя целые миры сознания современного человека. Его поэзия отличается сложностью и неоднозначностью: здесь и ярко выраженное фольклорное начало, и традиция русской классики, и мироощущение , русского модернизма XX века.    Что там шумит? Это клонится хмель,     Клонится пуля, летящая в цель,    Клонится мать над дитятей родным.    Клонится слава, и время, и дым,    Клонится, клонится свод голубой     Над непокрытой моей головой.     Клонится древо познанья в раю.    Падает яблоко в руку мою.     (“Тайна славян”)    У Кузнецова сказ о добром молодце приобретает глубокий философский смысл. Вот герой спорит с горой, стоящей на его пути, несмотря на то, что предупрежден о верной гибели:    Мать-Вселенную поверну вверх дном,    А потом засну богатырским сном.    Настоящим приговором экспериментам XX столетия звучит “Атомная сказка”. В коротком стихотворении говорится о том, как Иванушка запустил стрелу в поисках счастья, “пошел в направлении полета” и нашел царевну-лягушку. Но в отличие от известного сказочного героя кузнецовский Иванушка - прагматик и аналитик. Он ставит опыт: вскрывает лягушку и пускает электрический ток.    В долгих муках она умирала,    В каждой жилке стучали века.    И улыбка познанья играла    На счастливом лице дурака.    Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности - важнейшая на сегодняшний день. Об этом слова Учителя из одного стихотворения поэта:    В душе и рядом бьется тьма со светом,    И первый крик...
Другие файлы:

Русская поэзия XX века. Антология русской лирики от символизма до наших дней
Переиздание антологии русской поэзии ХХ века. Составители - Ежов И. С., Шамурин Е. И. ОглавлениеПредтечи символизма и ранние символисты.Символистыты и...

Особенности поэзии в литературе США
Истоки и сущность романтизма в американской поэзии, периоды раннего и позднего романтизма. Современные направления поэзии США: традиционализм, поэты-о...

Реальность в поэзии И. Бродского и ее интерпретация в критике и литературоведении
Природные и социальные реалии в поэзии И. Бродского 1970-х – 1980-х годов. Анализ позиции лирического субъекта в художественном мире поэта. Особенност...

Антология венгерской поэзии
К наиболее ранним из дошедших до нас стихов, написанных по-венгерски, относятся и те, которыми открывается «Антология венгерской поэзии». Они были соз...

Советские поэты послевоенных годов
Особенности послевоенного этапа в развитии советской поэзии. Идея патриотизма, дружбы народов в лирике М. Исаковского. Вклад в послевоенную поэзию Бор...