Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Пушкин а. с. - Вольнолюбивая лирика а. с. пушкина

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Пушкин а. с. - Вольнолюбивая лирика а. с. пушкинаА. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди десятых - двадцатых годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы, а за образец брали славу прошлую - увековеченную в книгах по древнегреческой и древнеримской истории - их настольных книгах. Примеряя тоги замечательных людей прошлого, это поколение мечтало о преобразовании России и томилось от вынужденного бездействия.Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,А здесь он - офицер гусарский, -писал Пушкин о Чаадаеве, сравнивая его со знаменитыми афинским демократом и римским республиканцем. Такими сравнениями те, кого потом назовут декабристами, задавали своим делам и словам исторический масштаб.При этом особые надежды возлагались на Пушкина - как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать "рупором", "провозвестником" свободолюбивых идей. Талант его мыслился "средством" политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными. "Любовь ли петь, где брызжет кровь", - обращался к нему В. Ф. Раевский из заключения. Великий дар должен быть достоин великой цели, ради этой цели должно отказаться от "легкой" поэзии, от "частных" тем - любви, "разгульной дружбы" и меланхолического уединения. Оправдывает ли поэт эти надежды? И да, и нет.Да, потому что никто лучше Пушкина не выразил аскетического идеала декабристов, никто с такой силой не призвал к отказу от "малого" ради "великого". Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817-1820) по сути стали программой и манифестом декабристской этики. Нет, потому что "муза" Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли "Протеем" (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.На первом этапе своего творчества Пушкин присягает на верность общественному идеалу - жертвенного служения. В оде "Вольность" (1817) он отказывается от любви (Афродиты - "Цитеры слабой царицы ") и посвященных ей "венка" с "изнеженной лирой":Беги, сокройся от очей,Цитеры слабая царица!Где ты, где ты, гроза царей,Свободы смелая певица? -Приди, сорви с меня венок,Разбей изнеженную лиру...Хочу воспеть свободу миру,На тронах поразить порок.В стихотворении "Деревня" (1819), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:Но мысль ужасная здесь душу омрачает:Среди цветущих нив и горДруг человечества печально замечаетВезде невежества убийственный позор.Поэтический "жар", обращенный на красоты природы и уединенные "размышления", назван "бесплодным":О, если б голос мой умел сердца тревожить!Почто в груди моей горит бесплодный жар,И не дан мне судьбой витийства грозный дар?В послании "К Чаадаеву" (1818) - все тот же "отказ" - на этот раз от всего круга "частных" поэтических тем, от всего "личного" и "тихого":Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман...Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:Мы ждем с томленьем упованьяМинуты вольности святой,Как ждет любовник молодойМинуту первого свиданья.В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года - теряет былую силу. Кризис выразился в стихотворении "Свободы сеятель пустынный":Паситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в родыЯрмо с гремушками да бич.Если "чести клич" не может "разбудить" народы, тогда к чему он? Надежда поэта "на тронах поразить порок" не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы - надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года - через шесть лет, в стихотворении "Чаадаеву":Чадаев, помнишь ли былое?Давно ль с восторгом молодымЯ мыслил имя роковоеПридать развалинам иным?Но в сердце, бурями смиренном,Теперь и лень, и тишина.И в умиленьи вдохновенном,На камне, дружбой освященном,Пишу я наши имена.После перелома 1823-1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики уходит в стихотворения о поэте и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен - и от "властей", и от "народа":Иная, лучшая потребна мне свобода:Зависеть от властей, зависеть от народа -Не все ли нам равно? Бог с ними. НикомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать; для власти, для ливреиНе гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;По прихоти своей скитаться тут и там,Дивясь божественным природы красотам,И пред созданьями искусств и вдохновеньяТрепеща радостно в восторгах умиленья.Вот счастье! Вот права...("Из Пиндемонти", 1836)Поэт - "царь" и должен "жить один", он "сам свой высший суд" ("Поэт! не дорожи любовию народной", 1830). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон - загадка:Зачем крутится ветр в овраге,Подъемлет лист и пыль несет,Когда корабль в недвижной влагеЕго дыханья жадно ждет?Зачем от гор и мирных башенЛетит орел, тяжел и страшен,На черный пень? Спроси его.Зачем арапа своего Младая любит Дездемона,Как месяц любит ночи мглу?Затем, что ветру и орлу,И сердцу девы нет закона.Гордись: таков и ты, поэт, И для тебя условий нет.("Езерский")Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и исторической необходимости, о роли частного человека и простых человеческих чувств в истории, но от чего далека, так это от вольнолюбивых мечтаний. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное - остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I)...