Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Есенин с. а. - последний поэт деревни

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Есенин с. а. - последний поэт деревни(по лирике С. Есенина) (1)«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. Россия, Русь - это имя постоянно звучит в его стихах. При этом важно, что поэт, как правило, говорит о Руси деревенской, о крестьянской России. С. Есенин с полным правом мог о себе сказать: «Я - последний поэт деревни».С деревней С. Есенин был связан с самого рождения. Родной край, родина С. Есенина, - село Константиново Рязанской губернии. Детство «такое же, как у всех сельских ребятишек». Летом - купание, рыбалка, ночное, зимой - «бабушкины сказки». Первые жизненные впечатления поэта - крестьянский быт с древними традициями, неоглядный простор («только синь сосет глаза»), красота природы:Изба крестьянская, хомутный запах дегтя,Божница старая, лампады кроткий свет.Как хорошо, что я сберег теВсе ощущенья прежних лет.Пейзаж в ранней лирике С. Есенина практически всегда пейзаж деревенский. Поэт видит не только красоту и гармонию в нем. Сельский пейзаж подчеркнуто уныл: покосившиеся избы, топи, болота. Родной край - заброшенный, забытый.Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеный,Лес да монастырь...С. Есенин обладал удивительным свойством передавать особое очарование такого пейзажа, которое сочеталось с чувством глубокого духовного родства с этим краем заброшенным, но тем не менее родным и понятным.С. Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей национального начала, поэтому основная тематическая направленность произведений поэта - мир русского крестьянства. Русский крестьянин всем своим бытием связан с природой. В родной деревне поэт научился «слушать песни дождей и черемух», любить «братьев наших меньших», осознавать себя самого частью общего гармонического строя природной жизни. I С. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, его описание деревни всегда подробно и конкретно.Пахнет рыхлыми драченами;У порога в дежке квас,Над печурками точенымиТараканы лезут в паз.Даже в таких низких бытовых подробностях деревня мила поэту.В полном соответствии с традицией, заложенной русской классической литературой и особенно поэзией Н. А. Некрасова, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а [воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:Хорошо косою в утренний туманВыводить по полю травные строчки,Чтобы их читали лошадь и баран.Время С. Есенина - время крутых поворотов истории, в которых судьбы русской деревни складывались непросто. В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «сак возможность обновления России:О Русь, взмахни крылами!Поставь иную крепь!С иными именамиВстает иная степь.Революцию С. Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин как поэт крестьянский всегда думает в первую очередь о деревне. Новый мир предстает в его стихах либо в виде утопических картин мужицкого рая на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество живых» и господствует «революционная вера».Реальность же этим ожиданиям не соответствовала. На деревню железной пятой наступает город, сталь и железо пришли на смену гармонической жизни природы. С. Есенин тяжело, временами трагически переживает ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Боль и тревога звучат в стихах поэта, посвященных погибающему жизненному укладу. Невозможно забыть есенинского «красногривого жеребенка».Милый, милый, смешной дуралей,Ну куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых конейПобедила стальная конница?Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. «Все равно остался я поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта.(по лирике С. Есенина) (2)Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот поэт. Я никогда не жил в деревне, не знаю сельского быта, люблю свой город и его скорости. Но Есенин дал мне почувствовать, что у меня есть корни, и эти корни где-то там, где люди близки к земле и природе.Не могу согласиться с тем, что Сергей Есенин - «последний поэт деревни». Мы читали в школе Некрасова, Кольцова, слышали песни на стихи поэта Никитина, которые считают народными. Все они писали о деревне и о природе. Но эти поэты знали деревню только как гости. Они были помещиками, хозяевами, поэтому даже искренний интерес к крестьянской жизни и сочувствие к ней не дают им возможности понять эту жизнь изнутри. А Сергей Есенин - настоящий сын бедной российской деревни, знавший не с чужих слов и не вприглядку ее нищету, труд, горе, особенные радости, слившийся с ее бытом и ритмом жизни. Мне кажется, было бы точнее назвать Есенина первым настоящим поэтом деревни.Заглушила засуха засевки,Сохнет рожь, и не всходят овсы.На молебен с хоругвями девкиПотащились в комлях полосы...Так не писали поэты-помещики. В стихах нет надрыва, «социальной заостренности». В них взгляд крестьянина, знающего тяжелый труд без гарантии успеха. Обреченная покорность русского мужика, вздыхающего: «Бог дал - Бог взял», и нет надежды на молитву. Крестьяне молятся по обычаю, потому что так положено, нужно себе сказать, что вот, сделали все, что могли:Скинув шапки, молясь и вздыхая,Говорили промеж мужики:«Колосилась-то ярь неплохая,Да сгубили сухие деньки».Много слов, характерных для рязанского говора, но они не кажутся искусственно введенными в стихи. Они привычны для поэта. Так говорят на его родине, так говорил и он с детства.Но в стихах Есенина не только тяжесть крестьянского труда. В них приволье сельских праздников, гуляний, детская радость ночного, смех, песни, голоса птиц. Стихи полны красок и запахов:Выткался на озере алый свет зари,На бору со звонами плачут глухари...Золотой, алый, синий, зеленый - все цвета круговорота природы, ее цветения и увядания включает поэт в свою палитру.Полыхают зори, курятся туманы,Над резным окошком занавес багряный.Вьются паутины с золотой повети...Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:Троицыно утро, утренний канон.В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.Я пойду к обедне плакать на цветы...Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который...