Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Серебряный век русской поэзии - Мое открытие поэтов серебряного века

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Серебряный век русской поэзии - Мое открытие поэтов серебряного века    Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. “Будем как солнце!” - восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. Романтик и максималист, натура в высшей степени впечатлительная, артистичная и в то же время ранимая, он предъявляет непомерные требования к бытию людей. В центр мира он ставит Солнце - источник света и совести, источник жизни. Стихи его музыкальны, в них журчание весенних ручьев и искрящиеся солнечные блики, брызги и пенящееся море, одухотворенность, грусть и светлая надежда - радость жизни:    Я мечтою ловил уходящие тени,     Уходящие тени погасавшего дня,    Я на башню всходил, и дрожали ступени,    И дрожали ступени под ногой у меня... ...    Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,    Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,     И сияньем прощальным как будто ласкали,     Словно нежно ласкали отуманенный взор.    Недаром А. Блок в статье “О лирике” говорит: “Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну”. Удивительны строки А. Белого:    Рыдай, буревая стихия,    В столбах громового огня!     Россия, Россия, Россия -    Безумствуй, сжигая меня!    Можно ли сказать об известном поэте И. Анненском проникновеннее, чем сказал о нем Н. Гумилев:    ... Был Иннокентий Анненский последний    Из царскосельских, лебедей...    Вот несколько “пленительных и странных” строк И. Анненского:    Среди миров, в мерцании светил    Одной Звезды я повторяю имя...     Не потому, что я Ее любил,     А потому, что я томлюсь с другими.    И если мне сомненье тяжело,    Я у Нее одной молю ответа,    Не потому, что от Нее светло,    А потому, что с ней не надо света.    Основная тема творчества другого поэта “серебряного века” М. Кузмина,- любовь. “Любовь Кузмина - тихая, музыкальная, как бы лунная. Она вся - в трепете ласковых предчувствий, она - ожидание нежности”,- писал известный литературовед П\ Н. Медведев.    Моя душа в любви не кается -    Она светла и весела,     Какой покой ко мне спускается!    Зажглися звезды без числа.    И я стою перед лампадами,    Смотря на близкий милый лик.    Не властен лед над водопадами,    Любовных вод родник велик.    Поэзия Николая Гумилева “напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства” (Вяч. Иванов). Ему был чужд “протестантский прибранный рай”, он испытал и изведал многое, посетил далекие страны, был знаменит и, подойдя, как считал он сам, к “середине странствия земного”, погиб в расцвете творческих сил. Увы, “поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой” (Растопчина). Молодым людям, вступающим в жизнь, Н. Гумилев интересен прежде всего страстным желанием и, что удается далеко не каждому, умением преодолевать преграды, доказать себе и другим, что человек может достигнуть цели. Он был слаб физически - и стал силен, был неуверен в себе - и сумел утвердиться, был незнаем - и стал знаменитым Поэтом. Он считал, что    Быстрокрылых ведут капитаны -    Открыватели новых земель,     Для кого не страшны ураганы,    Кто изведал мальстремы и мель.    Чья не пъпъю затерянных хартий -    Солью моря пропитана грудь,    Кто иглой на разорванной карте    Отмечает свой дерзостный путь...    Неудивительно, что Н. Гумилев объединил вокруг себя 26 разных поэтов и встал во главе нового литературного направления 10-20-х годов XX века - акмеизма: ведь “акме” в переложении с греческого - “высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора”, а также, как писал Н. Гумилев, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь”.    Это положение поэтически проиллюстрировал другой поэт - С. Городецкий:    Назвать, узнать, сорвать покровы     И праздных пшик, и ветхой мглы.     Вот первый подвиг.    Подвиг новый - Живой земле пропеть хвалы.    Одним из ведущих участников течения футуристов был В. Хлебников. Он вел неустроенную, полубродячую жизнь, был редкостным бессребреником, называл себя дервишем, йогом, марсианином. Хлебников - поэт-экспериментатор, искатель, “Колумб новых поэтических материков”, по определению Маяковского. Писал он весьма своеобразно, исходил в своем творчестве из собственных теорий. По гнездам родственных слов обосновывал возможность возникновения новых слов и сам создавал их.    Максимилиан Волошин... Поначалу этот поэт привлек меня мелодичностью, легкостью, изяществом своих стихов:    И мир как море пред зарею,     И я иду по лону вод,     И подо мной и надо мною    Трепещет звездный небосвод.    Затем - глубиной своей жизненной программы, в основе которой стремление    Все видеть, все понять, все знать, все пережить,     Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,     Пройти по всей земле горящими ступнями,    Все воспринять и снова воплотить.    Но, пожалуй, самое сильное потрясение вызвал у меня его цикл стихов “Пути России”. Многое отражено в нем: восстание Степана Разина, смутное время, революция и гражданская война. Поэт пытается осмыслить прошлое России и предугадать ее будущее. Прежде всего М. Волошин обращает внимание на трагизм судьбы Родины:    О камни мостовых, которых лишь однажды    Коснулась кровь! Я ведаю ваш счет.    Трагична и судьба россиян:    Вся Русь - костер. Неугасимый пламень    Из края в край, из века в век    Гудит, ревет... И трескается камень.    И каждый факел - человек.    События 1917 года и последовавшая гражданская война обрушились на Россию с еще большей силой:    “Брали на мушку”, “ставили к стенке”,    “Списывали в расход” -    Так изменялись из года в год    Речи и быта оттенки.    “Хлопнуть”, “гробить”, “отправить на шлепку”.    “К Духонину в штаб”, “разменять” -    Проще и хлеще нельзя передать    Нашу кровавую трепку.    В начале 20-х годов М. Волошин жил в Крыму, где противоречия эпохи, трагизм усобицы воспринимались особенно остро: Крым переходил из рук в руки, зимой 1921-1922 годов начался голод. Апрельские стихи 1921-го (“Террор”, “Красная пасха”, “Терминология” и др.) - это крик поэта, взывающего к совести и гуманизму обезумевших людей:    С утра раздавали солдатам водку.    Вечером при свече    Выкликали по спискам мужчин, женщин.    Сгонят на темный двор...    ... Еще недобитых валили в яму.    Торопливо засыпали землей.    А потом с широкою русской песней    Возвращались в город домой.    А к рассвету пробирались к тем же оврагам    Жены, матери, псы.    Разрывали землю. Грызлись за кости.    Целовали милую плоть.    Как не вспомнить строки Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...”    “На дне преисподней” - так назвал М. Волошин стихотворение, посвященное памяти А. Блока и Н. Гумилева. Трудно остаться человеком в это жестокое время. Свое философско-поэтическое кредо М. Волошин выразил в стихотворении “Доблесть поэта”:    Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.    В дни революции быть Человеком, а не Гражданином.    Вера в то, что “из преступлений, исступлений возникает праведная Русь”, не покидала М. Волошина. Поэт и гуманист, он разделил судьбу своей Родины, отдал голос своей совести:    Может быть, такой лее жребий выну,    Горькая детоубийца - Русь!     И на дне своих подвалов стану     Иль в кровавой луже поскользнусь,    Но твоей Голгофы не покину,    От твоих могил не отрекусь.    Доконает голод или злоба,    Но судьбы не изберу иной:    Умирать, так умирать с тобой -    И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!    Поэты “серебряного века”... Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не все в их творчестве понятно нам, но бесспорны и...
Другие файлы:

Мой Серебряный век
Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX в. Вопрос о хронологических рамках этого явления. Основные направления в поэзии Серебряног...

Серебряный век в русской поэзии
Основные черты русской поэзии периода Серебряного века. Символизм в русской художественной культуре и литературе. Подъем гуманитарных наук, литературы...

Образы царей и нищих в поэзии Серебряного века
Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской л...

Влияние событий в стране на творчество поэтов серебряного века
Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века - феномена русской культуры на рубеже XIX и XX веков. Социально-политические особенности эпохи...

Поэзия Серебряного века: основные течения
Серебряный век как образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с "Золотым веком" (первая тр...