Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Жуковский в. а. - Роль фантастики в творчестве в. а. жуковского

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Жуковский в. а. - Роль фантастики в творчестве в. а. жуковскогоДо прихода Жуковского в русской литературе все было спокойно, торжественно, чинно, и, даже если лились слезы на берегу Лизиного пруда, это были слезы пассивные и ни к чему не ведущие. И вот он появился, будто распахнув дверь, и вместе со свежим ветром ворвались внутрь призраки, журавли, праведные и грешные девицы, мрачные убийцы и преданные влюбленные.Что же сделал Жуковский, какие струны человеческой души удалось ему затронуть? Ведь детство давно кончилось, непонятно, что заставляет бояться и радоваться за Светлану, содрогаться при виде разъяренного дьявола, явившегося в Божий храм собственной персоной.Роль фантастики в балладе вообще трудно переоценить. Ведь баллада - это именно фантастическая песня о подвиге или трагической любви, событиях античности или средневековья. Что она без фантастики? Мораль, утверждение некой истины. Но в таком случае зачем выделять ее как отдельный жанр? Морализаторство в некоторой степени присуще любому произведению художественной литературы. Дело вот в чем: Жуковского не интересует постижение истины через осмысление каких-то общеизвестных рациональных категорий. Он стремится выразить то, что слито “с сей блестящей красотою”. Исходя из этого, сами по себе привидения и белые голубки, спасающие девиц от мертвецов, еще не есть фантастика. Настоящая фантастика заключается в том, чтобы постичь это иррациональное начало, найти в себе силы сказать “Верю!” не слепо, а осознанно. “Ибо, - по словам Цветаевой, - допустить хотя бы на секунду, что Лесной царь есть, - сместить нас со всех наших мест”.В процессе этого постижения душа напряженно ищет свой идеал, свое совершенство, но идеал Жуковского - неоднозначное понятие, он настолько многолик, что душа движется, кажется, в противоположных направлениях. С одной стороны, это движение ввысь, к Богу, а с другой - кто из нас не мечтал хотя бы раз побывать в жемчужно-бирюзовых владениях Лесного царя? Это младенцу страшно, а нам... В том-то и состоит особенность мистического у Жуковского, что его ужасное вовсе не отвратительно, оно созвучно с прекрасным не только фонетически, но и по смыслу:Он нахмурясь глядел, он, как мертвый, бледнел,Он ужасен стоял при огне.Призрак внушает не глупый липкий страх, а благоговение, он величествен, а не омерзителен. А дьявол -...предстал весь в пламени очам,Свирепый, мрачный, разъяренный;И вкруг него огромный Божий храмКазался печью раскаленной!Какое величие, какая мрачная, гениальная, романтическая красота! Романтизация зла ведет здесь к постижению одной непреходящей истины: настоящее зло заключается не в многочисленных захватывающих мистических образах - не в гробах, скелетах или призраках, а в человеческой низости, мстительности, роптании на Бога...Строки “Светланы”:Здесь большие чудеса,Очень мало складу, -провозглашают вовсе не отказ от фантастики, а то, что не стоит лживые сны воспринимать всерьез. Это ясно показывает сюжетная параллель между Светланой и Людмилой, испытание обеих одной ситуацией. Людмила клянет Бога, взывает к его справедливости, требует суда - и получает его: “Час твой бил, настал конец”. Светлана же молится ангелу-утешителю и гадает и получает “предупреждение” тем не менее со счастливым концом: “Здесь несчастье - лживый сон, / Счастье - пробужденье”. Таковы концовки всех баллад: чистые помыслами и душой получают счастье (счастлив даже рыцарь Тогенбург, он умер, глядя на окно своей возлюбленной), а те, чьей душой правит зло (старуха ведьма, Адельсан), непременно гибнут.Исключение составляет Смальгольмский барон, он, очевидно, увидел путь к спасению, к чистоте. А ведь роль фантастики и есть - указывать путь к чистоте, к идеалу, к совершенству, пусть недостижимому - не это важно, важно само стремление. Ибо, словами Белинского, “кто не мечтал, не порывался в юности к неопределенному идеалу фантастического совершенства, истины блага и красоты, тот никогда не будет в состоянии понимать поэзию... жизни; вечно будет он влачиться низкою душою по грязи потребностей тела и сухого, холодного эгоизма...”.
Другие файлы:

Н. Е. Жуковский отец русской авиации
СОДЕРЖАНИЕ1. Введение2. Гимназические годы Н. Е. Жуковского3. Николай Егорович Жуковский — студент Московского университета4. Работы Н. Е. Жуковского...

Элементы фантастики в русской романтической поэзии XIX века (В. Жуковский, А. Пушкин, В. Кюхельбекер)
Определение места и значения фантастических мотивов в цикле романтических произведений первой трети XIX века. Изучение романтического периода в творче...

В мире Жуковского.
Монография ведущего русского жуковсковеда, автора знаменитого издания Библиотека В.А. Жуковского в Томске.Творчество Жуковского как художественная сис...

Жуковский Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) - поэт, переводчик
Жизненный и творческий путь выдающего русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Основные вехи биографии Жуковского. Создание поэтических и прозаич...

Любовь в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского
Жизненный путь великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Выражение мимолётных неуловимых переживаний. Любовная лирика Жуковского, характе...