Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Лермонтов м. ю. - Композиционные особенности романа м. ю. лермонтова герой нашего времени.

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Лермонтов м. ю. - Композиционные особенности романа м. ю. лермонтова герой нашего времени." Желания? Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят, - все лучшие годы."М.Ю Лермонтов"Герой нашего времени" - одна из первых попыток создания в русской литературепсихологического реалистического романа. Цель, замысел М.Ю.Лермонтова - показатьсовременного ему человека, его психологию, как сам автор отмечает, "...портрет,составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии".Для того, чтобы воплотить свой замысел, раскрыть характер героя наиболее полно, объективно, писатель использует необычное композиционное построение романа: здесьнарушена хронологическая последовательность событий. Необычна не только композиция романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, соединение различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник-исповедь. РоманЛермонтова -социально-психологический и нравственно-философский. "В основнойидее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке", - пишетБелинский. Стремление автора достигнуть максимальной объективности и многогранности в изображении главного героя вынуждает его прибегнуть кнестандартной структуре повествования: автор как бы передоверяет рассказ о своемгерое то странствующему офицеру, то Максим Максимычу, то самому Печорину.Если мы захотим восстановить хронологию событий, описываемых в романе, то начать следует с происшествия в Тамани, через которую проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске и Кисловодске Печорин пробудет около месяца ("Княжна Мери"), откуда будет сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из крепости Печорин отлучается в казачью станицу ("Фаталист"), по возвращении его в крепость и разыгрываетсяистория с похищением Беллы. Затем происходит последняя встреча с Печориным,уже не военным, а светским человеком, отъезжающим в Персию ("Максим Максимыч").А из предисловия офицера-повествователя мы узнаем о смерти героя. Таковы события жизни Григория Александровича Печорина в их хронологической последовательности. НоЛермонтов определил порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что каждая из повестей играла свою особуюзначимую роль в системе всего произведения.Читая повесть "Максим Максимыч", мы знакомимся с портретом Печорина, такпсихологически тонко и глубоко написанным образованным и знакомым с писательскимтрудом офицером-повествователем. Он замечает и белую кожу Печорина, и не смеющиеся, полные грусти глаза, и "благородный лоб", и "породистую* красоту, и холодность Печорина. Все это одновременно привлекает и отталкивает читателя. Непосредственный взгляд на портрет героя делает его несравненно ближе к читателю, нежели та система повествователей, через которую мы знакомимся с Печориным в главе "Бэла". (Максим Максимыч рассказывает историю путешественнику-офицеру, тот ведет путевые заметки, и уже из них обо всем узнает читатель).Затем автор открывает перед нами исповедальные страницы "Журнала Печорина". Мы видим героя опять в новом ракурсе -такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать только в своем дневнике, но никогда бы не открылся перед людьми. Этоподтверждается и словами из предисловия к "Журналу Печорина", из которых ясновидно, что он не предназначался для чужого глаза, а тем более для печати. Это было "следствие наблюдения ума зрелого над самим собой", и написан он "без тщеславного желания возбудить участие или удивление". Так Лермонтов, используя подобную "расстановку" глав своего романа, максимально приближает главного-героя к читателю, позволяет заглянуть в самую глубину его внутреннего мира.Внимательно перелистывая страницы "Тамани", "Княжны Мэри" и "Фаталиста", мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. И, узнаваяпричины этой "болезни", вникаем в "историю души человеческой" и задумываемся надхарактером "времени". "Фаталистом" заканчивается роман, эта повесть играет роль эпилога. И так замечательно, что Лермонтов именно так построил свой роман! Он завершается оптимистически. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романаи к заключению успевает избавиться от тягостного ощущения смерти или конца. Такаяособенность в композиции романа дала возможность автору закончить произведение"мажорной интонацией": "роман заканчивается перспективой в будущее - выходом героя из трагического состояния бездейственной обреченности. Вместо траурного марша звучат поздравления с победой над смертью". (Б.Эйхенбаум, ст. "Герой нашего времени").Создавая роман "Герой нашего времени" ,М.Ю Лермонтов нашел новые художественныесредства, какие не знала литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.
Другие файлы:

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
Особенности поэтики романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Концепция личности и система образов в романе. Язык и стиль романа. "Герой нашего в...

М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени"
История создания произведения Лермонтова "Герой нашего времени" с 1837 по 1840 год. Определение жанра романа как социально-психологический реализм. Ха...

Лермонтов м. ю. - Нравственные проблемы романа м. ю. лермонтова герой нашего времени

Лермонтов м. ю. - Своеобразие композиции романа м. ю. лермонтова герой нашего времени

Анализ дуэли в романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", его друзья и недруги. Эпизод поединка как один из ключевых в романе. Ночь перед дуэлью. "...