Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Информационные потребности и информационные запросы

Тип: контрольная работа
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Комитет общего и профессионального образованияЛенинградской областиГосударственное образовательное учреждение высшегоПрофессионального образованияЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. А.С. ПушкинаКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо предмету Библиотековедениена тему Информационные потребности и информационные запросыМагадан, 2007 годОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ1. Сущность информационных потребностей2. Соотношение информационных потребностей с информационными интересами и запросами3. Классификация информационных потребностей
  • Потребители библиографической информации и особенности их информационных потребностей
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРАВВЕДЕНИЕВся библиографическая деятельность библиотеки в конечном итоге нацелена на удовлетворение информационных потребностей читателей. Информационная потребность прямо или косвенно обусловливает все организационные и технологические аспекты библиографирования документов и библиографического обслуживания читателей в библиотеке. Отсюда - постоянный интерес библиотечно-библиографической науки и практики к информационным потребностям, к методам их изучения. Поэтому, рассматривая общие вопросы библиографической деятельности библиотек, нельзя пройти мимо изучения информационных потребностей как основы и цели этой деятельности, проблем классификации потребителей библиографической информации. Особенно это важно для успешной организации библиографического обслуживания.Известно, что услугами библиотек пользуются различные группы читателей: ученые, работающие над сложными научными проблемами во всех областях знаний; специалисты производственной сферы; преподаватели различных учебных заведений; управленцы (менеджеры); коммерсанты; предприниматели; рабочие; служащие; учащиеся и т. д. Цели их обращения в библиотеку также различны. Основными особенностями читателей, которые проявляются в отношениях между ними и работниками библиотеки, являются информационные потребности, удовлетворение которых и является целью библиотеки. Знание информационных потребностей необходимо на самых различных участках библиотечной работы.1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙЧто же такое информационные потребности? Какое место они занимают в структуре потребностей человека вообще? Справедливо считается, что проблема человеческих потребностей является одной из центральных и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Как сложное и многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности. Поэтому о потребностях судят по их проявлениям в конкретной деятельности человека.Под влиянием внешних социальных факторов у человека формируется потребность в знаниях, без которых невозможно его становление как личности. Эту потребность на определенном этапе жизненного пути удовлетворяют семья, «улица», школа, вуз. Но впоследствии, в реальных жизненных условиях приобретенных ранее знаний оказывается недостаточно. Возникает осознанная нужда в дополнительных знаниях, отсутствие которых затрудняет решение конкретных задач. Иначе говоря, появляется нужда в информации, на основе использования которой возможно формирование нового знания. Эта потребность осознается человеком как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Таким образом, информационные потребности можно определить как осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний.При этом следует иметь в виду, что практически каждый современный человек занимается не только профессиональной, но и другими видами деятельности (учится, занимается общественной работой, имеет какое-то хобби, увлекается спортом, устройством своего быта и т. д.). Любая профессиональная и непрофессиональная деятельность порождает свои информационные потребности. Поэтому у одного человека может быть много разных, но характеру и содержанию информационных потребностей. Если профессиональная деятельность человека носит повторяющийся, так называемый репродуктивный характер, основанный на полученной когда-то информации и жизненном опыте, то и необходимость в получении новой информации будет минимальной. Все это необходимо учитывать при организации библиографического обслуживания.Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.Как известно, основными элементами деятельности являются: субъект, предмет, цель, средства и методы.Через субъекта деятельности осуществляется связь всех ее элементов: цель реализуется в предмете через средства путем системы действий и операций. Однако прежде чем осуществить деятельность, субъект планирует и имитирует ее в своем сознании. Здесь нельзя не вспомнить высказывание К. Маркса о том, что самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде чем строить объект, он уже построил его в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале процесса имелся уже в представлении работника. Следовательно, сознание человека выступает как непосредственный механизм управления деятельностью, ее побудительной, регулирующей и контролирующей частью. Такое сознательное руководство деятельностью возможно потому, что ему предшествует этап отражения объективных условий этой деятельности и «построения» ее субъективного образа - идеальной модели. Важно отметить, что мод...
    Другие файлы:

    Информационные потребности предприятия
    Информационные потребности, сущность их возникновения. Базы данных и современный рынок. Характеристика программы Customer Relationship Management, упр...

    Информационные процессы в управлении организацией
    Исследование особенностей информационной технологии в организациях различного типа. Информационные связи в корпоративных системах. Информационные техн...

    Информация и информационные процессы
    Актуальность (своевременность) информации. Информационные ресурсы и информационные технологии. Подходы к определению количества информации. Свойства и...

    Информационные технологии в управлении
    Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении. Внутрифирменная информационная система поддержки управленческих решений....

    Сущность и особенности информатики. Информационные системы и технологии
    Происхождение и развитие информатики, ее структура и связь с другими науками, сходства и различия с кибернетикой. Информационные революции и этапы раз...