Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе
Содержание.Введение. 2Глава 1. Теоретические основы изучения темы: «Методика синтаксиса сложного предложения». 4Лингвистические основы. 4Методические основы. 10 Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева. 10 ХХ век. Современные методики преподавания синтаксиса сложного предложения. 11Глава 2. Система работы по изучению сложного предложения в средней школе. 14Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.). 14Учебные комплексы. 18Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под ред. Ладыженской) 18Учебный комплекс Бабайцевой В.В. 19Глава 3. Методические рекомендации. 21Недостатки некоторых приёмов и упражнений. 21Использование игрового материала. 22Роль занимательных заданий при изучении темы. 23Заключение. 23Библиография. 25 Введение.Однажды мой знакомый, студент 1 курса, спросил: «А запятая ставится после что или перед?» Я была удивлена: не знать таких элементарных вещей, тем более, по синтаксису родного языка. А ведь, это было обычное сложно-подчинённое предложение, ничего трудного не было. Ещё не так давно человек окончил школу и поступил учиться дальше в ВУЗ. А тут забыл, где по правилам нужно ставить запятую! Это был не какой-нибудь последний двоечник, это пример среднего, вполне нормального ученика стандартной общеобразова-тельной школы. И это не единичный случай. Чьё упущение? Учителя? Ученика? А может системы преподавания русского языка? Почему же вопросу о знаках препинания уделяется так мало внимания в методике? Ведь это одна из наиболее проблемных и сложных тем. Так какие же методы должен использовать учитель, чтобы даже самый нерадивый ученик осознано и серьёзно подходил к данной теме? Давайте разберёмся в поставленных вопросах.Итак, речь пойдёт о процессе преподавания русского языка в школе – это и есть объект исследования. В работе будут рассмотрены различные методы изучения сложного предложения в средней школе – предмет исследования.Автор работы ставит целью следующее: выработать методические рекоменда-ции по изучению сложного предложения в школе. Достижение цели исследования требует решения задач:Рассмотреть лингвистические основы темы.Сравнить методические основы.Проанализировать программы и учебники.Выработать свои рекомендации.Методологические основы.Методика преподавания русского языка – наука относительно молодая, в настоящее время продолжает развиваться вслед за изменениями в языке и обществе. Совершенствуются уже существующие методы, приемы, появляются новые. Первый систематизированный опыт методической работы по синтаксису русского языка предложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе «Преподавание отечественного языка». Прежде чем дать методу, Буслаев во втором томе своей «Исторической грамматики»(1863) привёл «первый полный синтаксис <русского языка> в историческом развитии.<…> В своём «Синтаксисе» Буслаев впервые прочно установил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой. Определяя отношения языка к мышлению, Буслаев говорит: «Язык к мышлению относится в двояком отношении: с одной стороны формы языка служат точнейшим выражением всех действий нашего мышления, так что, думая про себя, постоянно облекаем каждую мысль в слова; а между тем, с другой стороны, опыт каждого говорящего и пишущего свидетельствует, что мысль развивается в голове не зависимо от форм языка и что весьма часто случается встречать затруднения в приискании слов для выражения мысли. Такое противоречие в отношении языка к мышлению объясняется существом самого языка. Язык образовался в эпоху незапамятную, в ближайшей связи с раскрытием умственной деятельности целого народа, но независимо от личного мышления одного или нескольких людей. Потому логика языка точнее, строже и совершеннее логики отдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были».Современный взгляд на вопрос изучения синтаксиса в лингвистике и методика преподавания в школе, в том числе взгляды Буслаева, подробно будут изложены ниже. Золотовой Г.А. по вопросу синтаксиса пишет: «В речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщённых и расчленённых так или иначе национальным языковым сознанием. Человек высказывает сообщения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по определению Виноградова В.В.) Отсюда – сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта.И хотя у синтаксической науки многовековая история, законы синтаксического строя языка и теперь ещё не...