Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Содержание.
  • Введение. 2
  • Глава 1. Теоретические основы изучения темы: «Методика синтаксиса сложного предложения». 4
  • Лингвистические основы. 4
  • Методические основы. 10
  • Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева. 10
  • ХХ век. Современные методики преподавания синтаксиса сложного предложения. 11
  • Глава 2. Система работы по изучению сложного предложения в средней школе. 14
  • Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.). 14
  • Учебные комплексы. 18
  • Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под ред. Ладыженской) 18
  • Учебный комплекс Бабайцевой В.В. 19
  • Глава 3. Методические рекомендации. 21
  • Недостатки некоторых приёмов и упражнений. 21
  • Использование игрового материала. 22
  • Роль занимательных заданий при изучении темы. 23
  • Заключение. 23
  • Библиография. 25
  • Введение.Однажды мой знакомый, студент 1 курса, спросил: «А запятая ставится после что или перед?» Я была удивлена: не знать таких элементарных вещей, тем более, по синтаксису родного языка. А ведь, это было обычное сложно-подчинённое предложение, ничего трудного не было. Ещё не так давно человек окончил школу и поступил учиться дальше в ВУЗ. А тут забыл, где по правилам нужно ставить запятую! Это был не какой-нибудь последний двоечник, это пример среднего, вполне нормального ученика стандартной общеобразова-тельной школы. И это не единичный случай. Чьё упущение? Учителя? Ученика? А может системы преподавания русского языка? Почему же вопросу о знаках препинания уделяется так мало внимания в методике? Ведь это одна из наиболее проблемных и сложных тем. Так какие же методы должен использовать учитель, чтобы даже самый нерадивый ученик осознано и серьёзно подходил к данной теме? Давайте разберёмся в поставленных вопросах.Итак, речь пойдёт о процессе преподавания русского языка в школе – это и есть объект исследования. В работе будут рассмотрены различные методы изучения сложного предложения в средней школе – предмет исследования.Автор работы ставит целью следующее: выработать методические рекоменда-ции по изучению сложного предложения в школе. Достижение цели исследования требует решения задач:
  • Рассмотреть лингвистические основы темы.
  • Сравнить методические основы.
  • Проанализировать программы и учебники.
  • Выработать свои рекомендации.
  • Методологические основы.Методика преподавания русского языка – наука относительно молодая, в настоящее время продолжает развиваться вслед за изменениями в языке и обществе. Совершенствуются уже существующие методы, приемы, появляются новые. Первый систематизированный опыт методической работы по синтаксису русского языка предложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе «Преподавание отечественного языка». Прежде чем дать методу, Буслаев во втором томе своей «Исторической грамматики»(1863) привёл «первый полный синтаксис <русского языка> в историческом развитии.<…> В своём «Синтаксисе» Буслаев впервые прочно установил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой. Определяя отношения языка к мышлению, Буслаев говорит: «Язык к мышлению относится в двояком отношении: с одной стороны формы языка служат точнейшим выражением всех действий нашего мышления, так что, думая про себя, постоянно облекаем каждую мысль в слова; а между тем, с другой стороны, опыт каждого говорящего и пишущего свидетельствует, что мысль развивается в голове не зависимо от форм языка и что весьма часто случается встречать затруднения в приискании слов для выражения мысли. Такое противоречие в отношении языка к мышлению объясняется существом самого языка. Язык образовался в эпоху незапамятную, в ближайшей связи с раскрытием умственной деятельности целого народа, но независимо от личного мышления одного или нескольких людей. Потому логика языка точнее, строже и совершеннее логики отдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были».Современный взгляд на вопрос изучения синтаксиса в лингвистике и методика преподавания в школе, в том числе взгляды Буслаева, подробно будут изложены ниже. Золотовой Г.А. по вопросу синтаксиса пишет: «В речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщённых и расчленённых так или иначе национальным языковым сознанием. Человек высказывает сообщения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по определению Виноградова В.В.) Отсюда – сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта.И хотя у синтаксической науки многовековая история, законы синтаксического строя языка и теперь ещё не...
    Другие файлы:

    История изучения распространенных предложений
    Современная характеристика распространенного предложения. Предложение - единица синтаксиса. Структура распространенного предложения. Связь в предложен...

    Методика коллективной работы при изучении синтаксиса простого предложения на уроках русского языка в 8 классе как средство развития социальной компетенции
    Анализ проблемы развития социальной компетенции в образовательном процессе. Лингвистическое и методическое обоснование изучения синтаксиса простого пр...

    Методика изучения пунктуационных правил
    В пособии даны сведения о функциях знаков препинания, о видах и построении правил пунктуации, раскрывается методика изучения этих правил в школе.Прави...

    Изучение однородных членов предложения в начальной школе
    Лингвистические основы изучения однородных членов. Средства связи и грамматические нормы однородных членов предложения. Изучение однородных членов пре...

    Практикум по русской грамматике. Часть 2. Синтаксис простого и сложного предложения
    Практикум по русской грамматике состоит из двух частей. Первая часть является корректировочным курсом и охватывает падежные формы именных частей речи...