Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Наука и техника

Социологический взгляд на бедность

Тип: статья
Категория: Наука и техника
Скачать
Купить
Социологический взгляд на бедность Касумов Тофик Касумович – канд.филос.наук, доцент МГОУ Сочувствие – неважная милостыня.Г. К. Лихтенберг.В данной статье бедность «работающих» рассматривается как объект двойного конструирования, где определяющая роль принадлежит не индивиду, а государству. Основываясь на концептах бедности западных социологов, автор анализирует бедность «бюджетников» как категорию политического дискурса и действияКонцептуализация бедности в социологии: предметность и причинность.Тематизируя бедность, социолог пытается по существу выяснить два вопроса – что есть бедность? (человек бедности) и что за нею стоит? (бедность как объект конструирования). К этим, исконно социологическим вопросам, связанным с предметностью и причинностью, следует добавить третий, прогностический, сформулировав его так: чем обернётся обществу невнимание к проблемам бедности? Поставленные в такой плоскости вопросы предполагают концептуализацию бедности: «сборку» в целостность взаимозависимых элементов (состояний, причин, оценок, смыслов), и выделение доминирующего фактора, обеспечивающего сохранение единства предмета. Здесь различение исследуемых вопросов не означает их противостояние, они органически связаны и вытекают одна из другой как следствие из причины. В определении полноты их взаимодействий, то есть в выделении внутренних и внешних причинно следственных связей, большое значение имеет то, как изначально определяется предметность бедности. Собственно в её раскрытии и состоит суть социологического взгляда на бедность, рассмотрение её в контексте личных проблем (продукт индивидуального конструирования) и социально – экономических процессов (продукт государственного конструирования). В первом случае речь идёт о непосредственном проблемном поле бедности, замыкающейся на субъективные процессы, связанные с индивидом. Здесь надо указать на не достаточные способности и деловые качества индивида, и что не менее важно, на его психические и физические состояния, а также факты биографии. Сочетание этих факторов делают неизбежными риски бедности. Во – втором, следует говорить об опосредованном проблемном поле бедности, которое задаётся социальными, экономическими и политическими процессами, связанными с государством. Здесь имеется в виду оплата труда в контексте налоговой политики государства, увеличения тарифов и ценообразования. Мы полагаем, что структура и «мера» бедности работающих во многом зависит от внешнего проблемного поля бедности. Иными словами социально – экономические процессы обеднения есть институционализация хозяйственного и управленческого действия. Попытаемся обосновать данное положение, исходя из поставленных вопросов.1.Что есть бедность. Бедность – это социальная конструкция, она предполагает объективацию крайне неблагоприятных для индивида или группы социально - экономических и субъективных процессов, которые становятся фактически значимой основой повседневной жизни. В обыденном понимании этого слова бедность есть нужда материального порядка, именно в силу действия такого доминирующего фактора, она каждый раз обретает свою целостность, что выражается по существу в трёх взаимосвязанных контекстах: экономическом, социальном и психологическом. В данном «триединстве» социальности принадлежит особая роль, ибо экономика может оправдать бедность, а психология с ней смириться. И только социальность непримирима к бедности, она борется с ней, показывая всю её неприглядность в обществе. В то же время не следует забывать, что бедность «официально» рождена экономикой, и что она (экономика) служит оправданием её существованию. Поэтому несколько замечаний об экономических аспектах проблемы бедности представляются вначале вполне уместными.Бедность как политэкономическая категория получает свою предметность и основательную формализацию в экономике, сохранив при этом суть своего определения. Экономисты также традиционно исходят из того, что бедность, как недостаток важных ресурсов в жизнедеятельности определённых социальных групп, есть продукт взаимодействия общественных структур. Её воспроизводство и устойчивость объясняется идеями объективации богатства и бедности как явлений, в которых движущий импульс одних, и факт претерпевания других, находятся в определённой зависимости. Свидетельством тому, например, будет, то, что численность бедных выше там, где выше численность богатых. Здесь богатство и бедность предстают реальностями разного уровня и организаций, противостояние которых объясняется их природой, основанной, прежде всего, на страхе одних (не потерять) и желании других (приобрести). На практике это ведёт к тому, что богатство накапливается лишь на одном полюсе, тогда как другой полюс опустошается и разрушается для бедности. Парето выразил такое неравенство правилом 80:20, утверждая, что 80% богатства страны обычно принадлежат 20% населения. Выявленная итальянским учёным тенденция к поляризации богатых и бедных ныне всё больше даёт о себе знать. Увеличение на одном полюсе богатств, связанных с неравномерностью в распределении национального дохода, экономисты объясняют деловыми качествами преуспевающих людей, которые могут иметь также и общественно значимую ценность. Так, эконом либералы России в «девяностые» полагали, что вначале должны «всплыть» (разбогатеть) люди, «умеющие» быть богатыми, а уже потом они смогут помочь утопающим бедным, придав динамизма общественному развитию. Однако они забыли (или хотели забыть) о вечной человеческой страсти к обогащению, этой единственной и всепоглощающей цели, действующий как закон богатства, вопреки страху и совести. «Человек верует в то, писал П. Ж. Прудон (1809- 1865), что он называет богатством, так же как он верует в наслаждение и во все иллюзии идеала. Именно вследствие того, что он обязан производить то, что он потребляет, он смотрит на накопление богатств и вытекающее из него наслаждение как на свою цель». Но накопление богатств есть достижимая цель лишь немногих, которые имеют для этого необходимые ресурсы и власть. Массы же обречены жить по законам бедности. «Бедность есть закон нашей природы, - провозглашает Прудон, - который заставляя нас производить то, что мы должны потребить, однако ж, не даёт нам за труд ничего более самого необходимого». Что изменилось со времён Прудона, действует ли также необходимо закон накопления богатств, и закон бедности? Да, действуют, но с существенными дополнениями.Основанием для концентрации богатств, как и ранее, остаётся экономическая (материальная) выгода. Однако теперь она практически не связана с предельной полезностью, а то и вовсе сомнительна по происхождению. Хорошо известно, что в России концентрация богатств осуществлялась с использованием «высоких» должностей, личных деловых связей и «звериной» хватки. Это было явно не протестантское накопление богатств, основанное на честном труде и бережливости, на что ук...
Другие файлы:

Бедность не порок (По стихотворению Р. Бёрнса "Честная бедность")

Бедность как негативное последствие глобализации
Понятие и содержание глобализации, место и значение данного явления в современном мире, оценка положительных и отрицательных последствий. Бедность как...

Бедность в мире
Понятие и основные причины бедности, особенности ее проявления в современном обществе. Критерии измерения уровня бедности и порядок ее измерения, соци...

Благосостояние и бедность в обществе
Экономическая политика и благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Критерии оценивания уровня благосостояния. Бедность как э...

Неравенство и бедность в современной России
Природа социального неравенства и его последствия. Понятие, причины и критерии бедности населения России. Экономическое неравенство и бедность как про...