Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Издательское дело и полиграфия

Практика выделения ключевых знаков журналистского текста

Тип: реферат
Категория: Издательское дело и полиграфия
Скачать
Купить
Практика выделения ключевых знаков журналистского текста Э. В. БулатоваВ статье дано определение понятия «ключевые знаки текста», предложена их классификация. Представлен комплексный практический анализ журналистского материала, включающий выделение ключевых знаков с опорой на экспериментальные психолингвистические методики, компьютерный количественный метод определения частоты слов в тексте, а также содержательный способ обнаружения ключевых знаков в основных элементах смысловой структуры текста. Определен характер связи ключевых и частотных слов текста.Ключевые знаки (далее — КЗ) текста — двусторонние материально-идеальные единицы разной семиотической природы, репрезентирующие ключевые смыслы текста. Ключевой смысл, в свою очередь, понимается нами как значимый компонент основного содержания текста. Тексты электронных СМИ могут содержать вербальные (ключевые слова и ключевые фразы), визуальные (ключевые изображения) и аудиальные (ключевые фрагменты аудиоряда) ключевые знаки.Для вычленения КЗ в отдельном тексте может быть использован комплекс методик: экспериментальные психолингвистические методики, компьютерный количественный метод определения частоты слов в тексте, формально-содержательный способ обнаружения КЗ по сильным позициям текста, а также содержательный метод обнаружения КЗ, предполагающий опору на основные элементы смысловой структуры текста.Практику выделения КЗ в журналистском тексте покажем на примере анализа статьи С. Новопрудского «Стена от плача», опубликованной в газете «Известия» в 2004 г. (Сохранены авторские шрифтовые выделения.)Стена от плачаВремя действия — начало XXI века. Место действия — город Гаага, расположенный в Нидерландах, едва ли не самой свободной стране мира, где разрешены однополые браки, эвтаназия и легкие наркотики. Сама история могла бы происходить сто, двести, две тысячи лет назад. В Гааге в начале XXI века по просьбе ООН Международный трибунал на полном серьезе судит. стену, которую Израиль хочет возвести, чтобы отгородиться от палестинских террористов.Происходящее возле здания суда — трагедия и фарс одновременно. Сторонники стены пригнали за тридевять земель из Иерусалима остов взорванного террористом- смертником автобуса и раздают всем желающим «как бы билеты» на этот «как бы автобус». Противники выступают с хлестким, как им кажется, лозунгом: «Стена — тюрьма для палестинцев и гетто для израильтян». Но ни сторонники стены, ни ее противники, ни главный борец с международным терроризмом Джордж Буш, ни руководство Организации Объединенных Наций, заказавшее этот нелепейший судебный процесс, ни сам Господь Бог не знают, поможет ли новая стена избавить мир раз и навсегда от тех, кто взрывает себя и вместе с собой — десятки, сотни или тысячи невинных людей. Хотя нет, знают — не поможет.Человечество не меняется. Люди не в состоянии ужиться друг с другом. А потому планомерно, век за веком убивают друг друга. И строят стены — чтобы отгородиться друг от друга, точнее — враг от врага. Израиль научился убивать именно тех людей, которые непосредственно организуют теракты, и взрывать именно их дома, в совершенстве овладел искусством зрячей, точечной мести. Но одних смертников заменяют другие — этим людям незачем жить на земле, ибо они слепо и свято верят, что, уничтожив людей другой веры и другой нации, обретут вечное загробное блаженство.Религия и политика остаются дымовой завесой, дешевым, лживым, но надежным прикрытием обыкновенного варварства, безумной жажды уничтожения ближнего. Именем Аллаха обыкновенные тупые убийцы становятся борцами за веру. Политическая риторика возводит этих тупых убийц в ранг участников национально-освободительного движения, борцов за «родную землю».Человечество никогда в этом не признается, но главная наша трагедия — отсутствие общечеловеческих ценностей. Их не было и нет. Например, до сих пор не является такой ценностью 1 (одна) человеческая жизнь. Интересы партии, секты, страны все время оказываются «выше» жизни, важнее ее. Стена — древний и достаточно наивный способ защиты от терроризма в ситуации, когда террористом может оказаться почти каждый «мирный гражданин». Но эта стена — всего лишь ответ на ту, другую, более прочную и древнюю стену ненависти. Ту, которая выстраивалась веками религиозных и национальных распрей между арабами и евреями. Эта вражда между двумя древними семитскими народами, начавшаяся задолго до возникновения ислама, потом, после появления самой молодой мировой религии, получила дополнительный идеологический допинг.Проблема в том, что люди, населяющие Землю, — не единоверцы и не единомышленники. И никогда не станут таковыми. Ни религиозные проповеди (каждая религия на словах призывает к миру, а на деле как минимум смиряется с террором, а как максимум — даже поощряет его), ни заградительные стены сами по себе не помогут вырваться из этого заколдованного кровавого круга. Хотя и стены, и проповеди по- своему важны — как некие действия, как попытки действий. Выход — формирование всеми доступными человечеству способами коммуникаций хотя бы минимального набора общечеловеческих ценностей.Мы молились, молимся и будем молиться разным богам. Едва ли на Земле возможен и один-единственный государственный строй. Но, не прекращая силовых акций противодействия терроризму, мы должны попытаться договориться хотя бы о том, что нет ничего важнее человеческой жизни. Хотя бы об этой единственной общечеловеческой ценности...Палестинцам не нравится заградительная стена, потому что они работают в Израиле? Значит, палестинцы должны убедить свое руководство разгромить действующие террористические организации. Заставить своих детей раз и навсегда отказаться от развлечения в виде забрасывания камнями израильских солдат. Или — если это невозможно — жить за стеной, работая на своей земле. Возможно, работа на своей земле повысит ценность собственной жизни в глазах потенциальных террористов. А заодно — ценность других человеческих жизней, которые эти будущие террористы готовы загубить.Увы, пока все это — прекрасные мечты. Пока мы строим стены и судим стены. Вместо того чтобы судить себя и прекратить карать других.Текст некреолизованный, следовательно, в нем могут быть выделены только вербальные КЗ. С целью их определения в первую очередь построим смысловую структуру текста, демонстрирующую причинно-следственные связи тезисов и позволяющую вычленить доминантные и второстепенные КЗ.Фон: информация из первых двух абзацев о том, что в Гааге ООН судит стену.ГМ (главная мысль): Стена не поможет избавить мир от терроризма.Кт 1 (констатирующий тезис): человечество не меняется. Люди не в состоянии ужиться друг с другом.Рт 1 (развивающий тезис) к Кт 1: поэтому убивают друг друга и строят стены, чтобы отгородиться друг от друга, точнее — враг от врага.Иллюстрация к Рт 1: Израиль овладел искусством зрячей, точечной мести. Рт 2 к Рт 1: но одних смертников заменяют другие.Рт 3 к Рт 2: так как этим людям незачем жить на земле, ибо они слепо и свято верят, что, уничтожив людей другой веры и другой нации, обретут вечное загробное блаженство.Кт 2: религия и политика остаются дымовой завесой, дешевым, лживым, но надежным прикрытием обыкновенного варварства, безумной жажды уничтожения ближнего.Рт к Кт 2: именем Аллаха обыкновенные тупые убийцы становятся борцами за веру. Политическая риторика возводит этих тупых убийц в ранг участников национально-освободительного движения, борцов за «родную землю».Кт 3: человечество никогда в этом не признается, но главная наша трагедия — отсутствие общечеловеческих ценностей. Их не было и нет.Рт 1 к Кт 3: до сих пор не является такой ценностью 1 (одна) человеческая жизнь.Рт 2 к Рт 1: не является ценностью, так как интересы партии, секты, страны все время оказываются «выше» жизни, важнее ее.Кт 4: стена не поможет, так как она древний и достаточно наивный способ защиты от терроризма в ситуации, когда террористом может оказаться почти каждый «мирный гражданин».Рт 1 к Кт 4: эта стена — всего лишь ответ на другую, более прочную и древнюю стену ненависти, которая выстраивалась веками религиозных и национальных распрей между арабами и евреями.Рт 2 к Рт 1: после появления самой молодой мировой религии эта вражда получила дополнительный идеологический допинг.
Другие файлы:

Особенности журналистского текста
Проблемы журналистского текста. Понятие текста. Специфика журналистского текста. Особенности организации журналистского текста. Проблемы композиции. В...

Психологические особенности восприятия текста
Текст и его свойства как предмет психологического исследования. Проблема выделения характеристик текста. Восприятие как процесс взаимодействие автора...

Технология создания журналистского произведения
Монография освещает различные аспекты журналистского творчества, связанные не только с коллективными началами в творческом труде журналиста, но и его...

Жанры журналистского творчества
Пособие посвящено авторской работе журналистов. Оно являетсяпродолжением учебника Г. В. Лазутиной «Основы журналистского творчества», где изложена кон...

Грамматика русского языка
Принадлежность текста к определенному стилю. Правильная расстановка знаков препинания. Основные лексические, морфологические и синтаксические черты те...