Языковая реализация образа Китая в СМИ США: информационная модель «Вооружение Китая»
Языковая реализация образа Китая в СМИ США: информационная модель «Вооружение Китая»О. Н. Сорокина Первое десятилетие XXI в. показало поразительные перемены в развитии средств массовой информации (СМИ) и их влиянии на жизнь людей различные стороны жизни современного человека. Информационное пространство видоизменилось в связи с развитием новых технологий и большей доступностью электронных приспособлений, способствующих распространению информации. Развитие Интернета и увеличивающаяся потребность современного человека в получении новой информации об окружающем мире открыли огромные возможности воздействия на сознание адресатов.Подобная зависимость общества от СМИ привела к разработке концепции информационной войны, особого типа войны, не требующей физического присутствия [9, 15]. В развивающемся информационном обществе СМИ утеряли свои ведущие функции, присущие СМИ: информативную и образовательную. Таким образом, мы согласны с А. А. Даниловой, что на данном этапе работа СМИ строится в первую очередь именно с целью воздействия, а не информирования аудитории [5, 6].В рамках когнитивного направления в исследованиях политического дискурса выделилось направление, изучающее способы воздействия на сознание, иными словами способы манипуляции сознанием [3; 4; 6; 7; 11]. Отдельно проводились исследования лингвистических способов воздействия на сознание, используемых в СМИ [5; 13]. Однако причины манипуляции массовым сознанием в рамках лингвистических исследований до настоящего времени не рассматривались комплексно.Главным создателем концепции и технологии манипуляции массовым сознанием считается наиболее развитая страна информационного века – США, где велико влияние СМИ. Важно, что исходным положением для создателей явился язык, с одной стороны, и психологическое воздействие – внушаемость, т. е. внушаемость посредством слов, с другой стороны. Высказывается даже предположение, что первоначальной функцией слова на заре человечества являлось так называемое суггесторное воздействие, внушение словом через чувство [8].Настоящее исследование рассматривает особый способ воздействия на массовое сознание в американских СМИ: формирование определенной информационной модели страны-соперника, Китая, а также выявление причин конструирования исследуемого образа.Категория «образ» является объектом изучения многих наук: филологии, философии, психологии, социологии. «Образ есть отражение в конкретно-чувственной форме существенных типических характеристик, явлений определенной исторической эпохи» [10, 527]. Наиболее широко понятие «образ» трактуется в философии. В философском аспекте возникновение и существование образа раскрывается на основе теории отражения как общего свойства материи, обусловленного тем, что предметы и явления объективного мира находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Взаимодействуя друг с другом, они изменяются; эти изменения выступают в виде определенного «следа», который фиксирует особенности взаимодействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. Содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят [12, 36].Такой «след» возникает и при взаимодействии человеческого сознания с объективным миром; образ в философском понимании представляет собой психическое воспроизведение объекта в мозгу человека окружающего мира в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений и умозаключений. В таком понимании понятие «образ» означает результаты познавательной деятельности человека, а категория «образ» совпадает с понятием «информация».В отечественной лингвистике понятие «образ» исследуется многими учеными, однако какого-либо общепринятого определения данного понятия нет. И. В. Арнольд считает, что в широком смысле термин «образ» означает отражение внешнего мира в сознании [2, 73]. Э. С. Азнаурова рассматривает понятие «образ» как сложное психолингвистическое явление. «Он представляет собой психолингвистическое явление – наглядное представление о каком-либо факте действительности, такое неадекватное отражение явлений и предметов, в которых сознательно отобраны те их признаки, через которые возможно передать данное понятие в конкретно-изобразительной форме» [1, 123]. С. Чугров дает следующее определение образу – «это отражение явления во всем его доступном человеку многообразии, богатстве оттенков и противоречивости» [14, 42].Данные трактовки понятия «образ» логически разнообъемны. Мы рассматриваем его как ментальное восприятие и отражение явлений и фактов, имеющих место в мире, содержащее индивидуальное отношение к данным явлениям. Специфика образа состоит в том, что, давая человеку новое познание мира, он одновременно передает и определенное отношение к отражаемому им окружающему миру.В рамках нашего исследования образ рассматривается как информационная модель, конструируемая СМИ. В отличие от термина «образ», понятие «информационная модель» не определяется лингвистами. На наш взгляд, одним из основных свойств образа является отражение мира в процессе практического его созидания, т. е. образ можно трактовать как некоторую модель действительности, восстанавливающую полученную из действительности информацию в новой сущности [2, 73]. Данную модель, продуцируемую средствами массовой информации, мы называем «информационной моделью». Выбор термина «модель» также обусловлен ассоциацией с неким шаблоном, в соответствии с которым в сознании человека формируется представление об описываемом объекте.Рассматриваемый нами образ как информационная модель принципиально не тождественен образу поэтическому или художественному. Создаваемая СМИ информационная модель возникает как отражение современной жизни. Репрезентация сюжетов политического бытия в виде информационной схемы, модели порождает образ описываемого объекта, который выстраивается в соответствии с реальными событиями. Информационная модель является коллективной работой, характер и содержание которой обусловливается политическим заказом и идеологичес...