Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Биографии

Клод Дебюсси

Тип: реферат
Категория: Биографии
Скачать
Купить
Клод ДебюссиФранцузский композитор, пианист, дирижер (1862-1918).Известно, что импрессионизм как течение возник сперва в изобразительном искусстве. Нам он знаком по творениям худож-ников Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуара. Сочинения Клода Дебюсси — классический образец импрессионизма в музыке. С другой стороны, Дебюсси был застрельщиком своеобразного музыкального патриотизма, рассматривая музыку как средство для сведения счетов воюющих в первой мировой войне сторон. Все это и определяет созданное Дебюсси в XX веке.Клод-Ашиль Дебюсси родился в Сен-Жерменан-Ле близ Парижа 22 августа 1862 года. Детство будущего композитора прошло в живописнейших местах Франции, где каждый камень дышал историей. Однако детство его было безрадостным: Клод рос замкнутым, молчаливым ребенком, считался легко возбудимым и от радости легко переходил к меланхолии. Его отец, Манюэль-Ашиль Дебюсси, в молодости был моряком, в 1861 году вышел в отставку и стал хозяином небольшой лавки фаянсовых изделий. Дебюсси-старший обладал весьма заурядным вкусом. Мать Клода, грубая и вспыльчивая женщина по имени Викторин-Манури, была под стать отцу. К тому же, когда Клоду было два года, родители разорились и были вынуждены продать лавку.Семья переехала в Париж, однако Клода часто отправляли в Сен-Клу и в Канны, где проживал его крестный отец — банкир Ароза. Этот человек был полной противоположностью родителям Клода, он обладал изысканным вкусом и считался покровителем искусств. В Каннах семилетний Клод начал практически осваивать музыку. Первые уроки игры на фортепиано он получил у итальянского пианиста Ж. Черутти. Музыкальные занятия бывали от случая к случаю, но однажды в доме Ароза игру Клода услышала ученица Шопена Антуанетта Моте де Флервиль. Женщина весьма удивилась редким музыкальным способностям мальчика, начала заниматься с ним регулярно, и через несколько месяцев, в октябре 1873 года, 10-летний Клод поступил в Парижскую консерваторию.В консерватории того времени царил дух академизма. Занятия вели второстепенные, слабые музыканты, но для Клода это была все-таки возможность получить музыкальное образование. С первых до последних дней учебы юные музыканты соперничали в получении премий. Дебюсси сперва прошел курс сольфеджио у А. Лавиньяка. Родители хотели видеть мальчика виртуозом, заставляли его по многу часов в день заниматься фортепиано и одновременно перестали поощрять увлечение Клода живописью. Жизнь Клода в это время осложнилась еще и тем обстоятельством, что Ароза порвал все отношения с семьей Дебюсси.В консерватории Клод был учеником А. Мармонтеля (фортепиано) и Э. Гиро (композиция). Профессор Мармонтель писал о Дебюсси: «Он совсем не любит фортепиано, но очень любит музыку...» 12-летний Дебюсси проявлял полную самостоятельность в трактовке произведений. При малейшей возможности студента тянуло к самостоятельному сочинению. Первыми композиторскими опытами Дебюсси были в 1876—1878 годах романсы, в которых прослеживалось влияние Гуно и Массне. Профессор Мармонтель порекомендовал Дебюсси в качестве домашнего пианиста русской меценатке Н. Ф. фон Мекк, которая покровительствовала Чайковскому. В 1880 году Клод сопровождал фон Мекк в путешествии по Европе, в 1881 и 1882 годах посетил Россию. Н. Ф. фон Мекк с большой симпатией относилась к, как она его называла, «французику», «Бюсику», была в восторге от его способностей читать с листа и импровизировать. «Это парижанин с ног до головы, — сообщала она о Дебюсси в письме Чайковскому.— Очень остроумен, отличный подражатель... Всегда в духе, всегда всем доволен и смешит всю публику невообразимо. Премилый характер». Дебюсси вслед за фон Мекк стал поклонником П. Чайковского.Клоду весьма повезло с наставником по композиции, Э. Гиро, который великолепно понимал ученика. Вот как об их дружбе вспоминал издатель Дюран: «Они были великими курильщиками сигарет и полуночниками. Зачастую вечером они встречались в маленьком кафе на улице ля Брюйер. Здесь они играли на бильярде, и только закрытие кафе отрывало их от увлечения карамболем. Затем уже на улице разговор на эстетические темы продолжался, пока они, дымя сигаретами, попеременно провожали друг друга несколько раз подряд к своим квартирам». Профессор разумно предоставил способному ученику свободу развития. Впрочем, Гиро иногда умерял дерзость Дебюсси, видя, что многих она шокирует.В 1884 году Клод Дебюсси окончил Парижскую консерваторию и получил Римскую премию. Она означала пятилетнюю государственную стипендию и трехлетнее оплаченное творческое пребывание в Риме. Получив эту премию, Дебюсси стал в ряд таких прославленных музыкантов, как Берлиоз, Гуно, Визе, Гиро, Массне. С 1885 года Дебюсси находился в Риме среди других лауреатов — молодых художников, скульпторов, архитекторов, живя в своеобразной маленькой французской колонии на вилле Медичи. Однако в начале 1887 года, раньше срока, вернулся в Париж. «Я не мог бы здесь дальше жить и работать, — объяснял он.— Я потеряю себя».Дебюсси не принимал ориентации некоторых композиторов, в основном учеников С. Франка, на немецкий романтизм. В 80-е годы Франция пережила увлечение Вагнером. Влияние этого мыслителя и музыканта было весьма велико, но, в отличие от других, молодой Дебюсси не был ослеплен Вагнером.Зато он утверждался на Монмартре. Новые друзья водили Дебюсси на «литературные вторники» к С. Малларме — поэту, вождю французского символизма. Эти вторники были пристанищем артистической богемы.Термин «импрессионизм» происходит от французского слова «impression» — впечатление. Название этому течению в искусстве, дала картина «Впечатление. Восход солнца» К. Моне. Художники-импрессионисты выступали за непосредственное наблюдение натуры, отвергали академические условности сюжета. «Есть одна- единственная правда, — говорил Э. Мане, — это сразу схватить на лету то, что видишь». В 1888—1891 годах Дебюсси начал музи...
Другие файлы:

Ашиль-Клод Дебюсси
Ашиль-Клод Дебюсси (1862-1918) — французский композитор и музыкальный критик. Обучение в Парижской консерватории. Открытие колористических возможносте...

Клод Дебюсси
Описание: Капитальный исследовательский труд известного музыковеда, доктора искуствоведения Л.М. Кокоревой, долгие годы посвятившей себя изучению фран...

Клод Дебюсси. Избранные письма
В книгу включена наиболее ценная часть эпистолярного наследия великого французского композитора, отражающая глубокое своеобразие его личности, творчес...

Клод Дебюсси
Хрупкое искусство Дебюсси цвело как обаятельный цветок на краю пропасти. В утреннюю пору юности цветка, когда он только еще распускался, предрассветны...

О романтической поэтике в творчестве Дебюсси
Книга содержит историко-стилистический анализ вокальных, инструментальных сочинений, оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. В ней освещаются романтическ...